В ходе заседания суда графства Колумбия штата Нью-Йорк по судебной тяжбе между двумя компаниями — Richmor Aviation Inc., занимающейся менеджментом чартерных рейсов, и чартерным перевозчиком Sportsflight Air Inc. — выяснилось, как в первой половине 2000-х годов ЦРУ транспортировала в свои тайные тюрьмы подозреваемых в международном терроризме. Полеты осуществлялись по контракту американских спецслужб с Richmor, которая, в свою очередь, фрахтовала самолет Gulfstream IV у Sportsflight, в которой работает лишь один человек — ее директор Дональд Мосс. После того как, по мнению Richmor, ее деловой партнер нарушил свои обязательства, был подан иск, который дошел до суда в 2009 году. В этом году стартовал апелляционный процесс, на втором заседании которого, 11 августа, стороны представили свои аргументы. Следующее заседание суда должно состояться 1 ноября этого года.
Лишь три издания, The Washington Post (WP), The Guardian и The Associated Press, оказались в курсе разбирательства двух небольших компаний в провинциальном суде штата Нью-Йорк: на него их внимание обратила британская правозащитная организация Reprieve. WP опубликовала материал о процессе в четверг. «Я все ждал, что правительство выйдет со мной на контакт. Я все думал: неужели никто не появится и не поговорит со мной? Никто так и не появился», — цитирует WP адвоката Richmor Уильяма Райана. По словам адвоката Sportsflight Джеффри Хеллера, и с ним никто из официальных лиц не контактировал.
В судебных материалах собраны полторы тысячи документов, в том числе сведения о переговорах между экипажем воздушного судна, штаб-квартирой ЦРУ и организациями, заключившими со спецслужбами подрядные договоры, в том числе компанией DynCorp.
Эта компания заключила от имени правительства договор со Sportslight, согласно которому последняя обязывалась предоставить десятиместный самолет для чартерных 9-часовых перелетов. Sportsflight, в свою очередь, договорилась с Richmor о том, что эта компания будет оператором не менее 50 летных часов в месяц с условием, что та обеспечивает 12-часовую готовность экипажа. По словам Мосса, ему было сказано, что перелеты осуществляются для нужд государственного департамента, который предоставил соответствующие бумаги. При этом компанию предупредили, что данных о пассажирах ей предоставлять не будут.
Richmor засветилась как перевозчик подозреваемых в терроризме по заказу ЦРУ еще в феврале 2003 года. Бортовой номер N85VM, зарегистрированный на Филипа Морса, замглавы корпорации Fenway Sports Group (Richmor была компанией-оператором его чартерных рейсов), был идентифицирован журналистами как номер самолета, на котором мусульманский проповедник Абу Омар, похищенный ЦРУ в Милане, был доставлен на родину, в Египет. Вскоре после этого бортовой номер самолета был изменен.
Теперь этот факт получил документальные подтверждения. WP приводит в качестве примера описание полета борта Gulfstream IV, принадлежащего Sportsflight, с четырьмя пассажирами на борту, который 12 августа 2003 года вылетел из Международного аэропорта им. Даллеса в Вашингтоне в Бангкок, сделав остановки для дозаправки в аляскинском Колд-Бэй и японской Осаке. Четыре дня спустя самолет вернулся, сделав остановки в Афганистане, Шри-Ланке, ОАЭ и Ирландии. Перелет стоил $329228,05.
В США был доставлен Нурджаман Ридуан Исамуддин, по прозвищу Хамбали, возглавлявший малайзийско-индонезийскую террористическую группу «Джамаат аль-Исламия» и известный как «Усама бен Ладен Юго-Восточной Азии». Президент Джордж Буш-мл. признал, что Исамуддин находится в распоряжении американских властей, лишь в сентябре 2006 года. Тогда же он вместе с 13 другими заключенными «секретных тюрем» ЦРУ был переведен в американскую спецтюрьму на базе Гуантанамо, на Кубе.
Richmor работала на ЦРУ в течение 2002–2005 годов, и суммарный налет ее самолетов составил не менее 1258 летных часов, каждый из которых оплачивался по $4,9 тыс. Таким образом, по подсчетам WP, компания получила от американского правительства не менее $6 млн.
Только в августе 2003 года самолет Sportsflight совершил десятки перелетов из разных городов, включая Баку, Бухарест, Джибути, Каир, Исламабад и Триполи. По косвенным данным можно утверждать, что именно на этом самолете 1 марта 2003 года был перевезен в США сознавшийся в организации атак 11 сентября 2001 года Халид Шейх Мухаммед.
Richmor была далеко не единственной компанией-подрядчиком ЦРУ, в сети которой входило до 26 частных самолетов, зафрахтованных у разных перевозчиков. Докладчику Совета Европы по «секретным тюрьмам» Дику Марти в конце 2005 года удалось идентифицировать 1245 полетов по заданию ЦРУ, которые осуществлялись в небе над Европой. Никаких деталей о функционировании «секретных тюрем» ЦРУ власти США или друг стран не предоставляли, но в СМИ в качестве конечных пунктов содержания пленников назывались объекты в Афганистане, Египте, Йемене, Марокко, Пакистане, Саудовской Аравии, Сомали, на военно-морской базе США на островах Диего-Гарсия. Кроме того, высказывались соображения, что эти спецобъекты располагались и на территории стран — членов ЕС – Литвы, Польши и Румынии. В апреле 2009 года, согласно указу президента Барака Обамы, подписанному в январе, «секретные тюрьмы» были закрыты.