Россия официально признала Переходный национальный совет Ливии легитимной властью этой страны. Решение об этом опубликовано на официальном сайте российского МИДа в четверг.
«Российская Федерация признает Переходный национальный совет Ливии в качестве действующей власти и отмечает провозглашенную им программу реформ, которая предусматривает разработку новой конституции, проведение всеобщих выборов и формирование правительства», – говорится в сообщении МИДа.
В заявлении МИДа указано, что Москва поддерживала дипломатические отношения с Триполи с сентября 1955 года — вне зависимости от того, кто находился там у власти.
Российское внешнеполитическое ведомство рассчитывает, что «заключенные ранее Российской Федерацией и Ливией договоры и другие взаимные обязательства сторон продолжают действовать в отношениях между двумя государствами и будут добросовестно выполняться».
Повстанческие отряды достигли Триполи в понедельник, 22 августа, и за два дня взяли контроль над городом. В среду российский президент Дмитрий Медведев объявил о готовности установить отношения с повстанческим правительством, но оговорился, что Каддафи по-прежнему представляет собой значительную силу. «Несмотря на успехи повстанцев, Каддафи и его приверженцы сохраняют определенное влияние и определенный военный потенциал», – заявил Медведев. Дальнейший ход событий показал, что режим Каддафи пал и повстанческому правительству стали присягать еще остававшиеся верными Каддафи дипмиссии за рубежом. В понедельник посольство Ливии в Москве встало на сторону повстанцев и подняло трехцветный флаг переходного совета.
Где находится в настоящее время Каддафи, неизвестно. Повстанцы утверждают, что взяли Каддафи в окружение в городе Бени-Валид.
Представитель повстанческого правительства в Бенгази Абдул-Хафез Гога заявил журналистам, что после окружения Каддафи ему и подчиняющимся ему солдатам объявлен ультиматум – они должны безоговорочно капитулировать к субботе. Официальный представитель павшего режима Муса Ибрагим отверг все предложения о капитуляции Сирта и еще двух оставшихся в руках лояльных Каддафи сил городов, Бени-Валида и Сабхи. «Ни один уважающий себя народ не примет ультиматум от лица вооруженных банд», — заявил он The Associated Press.
«Вскоре мы придем и освободим Зеленую площадь в Триполи», — также пообещал сын Каддафи Сейф аль-Ислам сирийскому телеканалу Al-Rai, добавив, что ни он, ни его отец не намерены сдаваться. «Мы умрем на нашей земле», — пообещал он.
Это первое публичное выступление аль-Ислама, считавшегося самым вероятным преемником отца, после падения Триполи и бегства Каддафи из столицы. «Мы хотим заверить ливийский народ, что мы еще здесь. Сопротивление продолжится, и победа близка», — заявил аль-Ислам. По его собственным словам, он был на совещании командующих проправительственных сил в Бени-Валиде, которые готовят контратаку на Триполи.
Противореча своему брату, другой сын Каддафи Саади объявил, что имеет полномочия на ведение переговоров с повстанцами о сдаче.
«Самое главное – это избежать кровопролития», — заявил он в эфире катарского телеканала Al Jazeera. По его словам, в настоящее время он ведет переговоры с представителями повстанческого правительства в Триполи. Эту информацию подтверждает глава повстанческого военного совета в Триполи и лидер ливийских исламистов Абдель Хаким Бельхадж: «Мы сказали ему: «Не бойся за свою жизнь. Мы гарантируем твои права как человеческого существа и будем обращаться с тобой гуманно». Как заявил Бельхадж, Саади Каддафи утверждает, что не причастен к убийствам, совершенным войсками его отца, и вообще «не против народа». Такие же гарантии были даны и министру иностранных дел Ливии в правительстве Каддафи Абдулу Ати аль-Обейди, арестованному в среду в своем поместье в пригороде Триполи Джанзуре.
Как утверждает алжирская газета El Watan, Каддафи пытался перебраться через ливийско-алжирскую границу вместе с оставшимися членами своей семьи, но власти соседней страны ему отказали.
Жена Каддафи Сафия, его дочь Аиша и двое сыновей, Мохаммед и Ганнибал, со своими детьми, как подтвердили алжирские власти вечером в понедельник, в настоящее время находятся на территории соседней страны. По информации алжирцев, свергнутый диктатор сопровождал семью до приграничного Гадамеса. Там он пытался связаться с алжирским президентом Абдельазизом Бутефликой, который, как рассчитывал Каддафи, должен был гарантировать его безопасность.
«Каддафи попытался связаться по телефону с президентом Бутефликой, который отказался брать трубку. Один из советников президента извинился перед ливийским лидером, сказав, что президент отсутствует (на рабочем месте), будучи занят последними событиями, произошедшими на национальной территории», — цитирует El Watan собеседника в окружении Бутефлики. По его словам, свергнутый ливийский диктатор уже несколько раз пытался выйти на контакт с алжирским руководством, но «позиция Алжира (остается) четкой и нейтральной: мы отказываемся вмешиваться во внутренние ливийские дела».
Перешедшие алжирскую границу члены семьи Каддафи сделали это с согласия переходного правительства Ливии, уверяет источник в алжирском руководстве. «Без помощи и согласия Национального совета переходного периода семья Каддафи никогда бы не достигла границы», — уверен собеседник газеты. Каддафи больше не представится шанса перебраться в Алжир: со вторника это африканского государство в одностороннем порядке полностью перекрыло границу с Ливией для въезда и выезда.
В Алжир семья Каддафи направилась после того, как в минувшую пятницу еще в Триполи супруги Каддафи и все оставшиеся в живых их дети устроили семейный совет, сообщает The Daily Telegraph со ссылкой на одного из плененных повстанцами охранников еще одного сына Каддафи, Хамиса. Какое решение было принято на совете, неизвестно. От повстанческих сил поступила информация, что Хамис был убит в пятницу по дороге из Триполи в Бени-Валид, в двух часах езды к югу от ливийской столицы. Есть основания предполагать, что в этом городе может сейчас находиться Сейф аль-Ислам.