За полтора суток ожесточенных боев в Триполи повстанцам не удалось взять в плен Муамара Каддафи. В течение второго дня боев за ливийскую столицу они взяли в плен только сына Каддафи Саади. Об этом сообщает Reuters со ссылкой на повстанцев. Теперь у них в плену уже три сына диктатора: накануне они взяли в плен Сейфа аль-Ислама и Мухаммеда — задержание Мухаммеда произошло во время выхода Каддафи-мл. в эфир телеканала Al Jazeera из его дома.
Большая часть ливийской столицы оказалась под контролем повстанцев еще в воскресенье. Об этом на пресс-конференции в понедельник заявил лидер повстанческого Национального переходного совета Мустафа Абдель Джалиль, поздравив всех сторонников оппозиции с этой победой.
«Могу со всей определенностью сказать, что эра Каддафи закончилась», — сказал лидер оппозиции.
Джалиль пообещал ливийскому диктатору «справедливый суд», если он сдастся.
Однако верные Каддафи войска продолжают оказывать сопротивление повстанцам. Бои продолжаются на юге Триполи, где в квартале Баб эль-Азизия расположены укрепленная резиденция и подземный бункер ливийского диктатора. Он уже неоднократно подвергался бомбардировкам сил НАТО. Предположительно Каддафи сейчас находится именно там, однако уверенности в этом у повстанцев нет. Появившиеся в понедельник слухи о бегстве полковника в Алжир (якобы его видели на границе) не подтвердились. Последнее на настоящий момент видеообращение Каддафи с призывом сопротивляться «колониалистам» вышло в эфир гостелевидения Ливии вечером в воскресенье.
С момента входа танков повстанцев в Триполи ведущие западные политики стали призывать Каддафи сложить оружие. Со специальным заявлением о скором падении режима Каддафи в понедельник выступил и российский МИД.
«Наступивший драматический разворот событий в ливийском конфликте свидетельствует, судя по всему, о грядущем совсем скоро переходе власти в этой стране в руки повстанческих сил. Рассчитываем, что этим будет положен конец затянувшемуся межливийскому кровопролитию», — говорится в сообщении.
Бензина не хватило
Стремительное наступление повстанцев на Триполи и захват ливийской столицы только на первый взгляд кажутся неожиданными, уверены эксперты. Решающий удар по Каддафи был нанесен изнутри, считает эксперт Санкт-Петербургского центра изучения современного Ближнего Востока Гумер Исаев. «Есть информация, что был мятеж внутри Триполи. В начале событий (в марте 2011 года. — «Газета.Ru») в Триполи тоже шли бои, но тогда мятеж был подавлен», — отмечает Исаев. Другой причиной успеха повстанцев стала блокада Ливии и нехватка у Каддафи бензина, считает Исаев.
«Главной проблемой для Каддафи стала нехватка бензина: авиация НАТО уничтожила большую часть нефтеперерабатывающих заводов. А повстанцы снабжались прежде всего топливом, а потом уже оружием», — отмечает Исаев.
Восстание в Триполи могло быть поворотным моментом, согласен главный научный сотрудник ИМЭМО Георгий Мирский. «У меня (тоже) такое впечатление, что было восстание», — отмечает эксперт. По его словам, решающим стало вмешательство сил НАТО в ливийский конфликт.
«После того как французская авиация разбомбила бронетанковые колонны Каддафи, направлявшиеся на взятие Бенгази, режим Каддафи был обречен», — уверен эксперт.
Затяжная гражданская война деморализовала сторонников полковника, полагает эксперт. «В какой-то момент наступил перелом. Теми, кто поддерживал Каддафи, в итоге овладела глубокая депрессия: они поняли, что сопротивление в итоге бесполезно, и теперь все рушится моментально», — рассуждает Мирский. По его словам, даже у тех, кто поддерживал ливийского правителя, появилось чувство неизбежного поражения. «Эти настроения со временем усилились и передавались войскам. Люди теряли веру, а Каддафи был не готов идти на уступки», — полагает Мирский.
Будущее Каддафи
Эксперты пока неохотно рассуждают о будущем Каддафи — ситуация еще неопределенная. Бегство диктатора из страны маловероятно, считает Гумер Исаев из Санкт-Петербургского центра изучения современного Ближнего Востока. «Каддафи показал себя человеком принципа. Он слишком много сделал и сказал, чтобы уехать. Полагаю, что у Каддафи может быть припасено какое-то экстравагантное решение», — считает Исаев. По его словам, если он попадет в руки ливийских повстанцев, ему угрожает смерть.
«Не уверен, что Каддафи нужен живым. Он со своим красноречием и знанием многих скрытных сюжетов, в том числе о финансировании предвыборной кампании Саркози, может быть опасен», — считает Исаев.
Решительные заявления Каддафи о готовности сражаться до последней капли собственной крови не надо воспринимать как план действий, считает Мирский. «На самом деле, многие его заявления — пропаганда. Может, он полон решимости погибнуть с оружием в руках, как президент Альенде в Чили в 1973 году (Сальвадор Альенде — президент Чили, отказавшийся покидать страну после путча генерала Аугусто Пиночета. Он с оружием в руках защищал президентский дворец и после того, как понял, что сопротивление бесполезно, покончил жизнь самоубийством. Эта версия была подтверждена в ходе недавно проведенной экспертизы. — «Газета.Ru»). А может, будет, как Саддам Хусейн, прятаться в яме», — рассуждает Мирский.
Каддафи вряд ли покончит жизнь самоубийством, считает Мирский — это не в мусульманских традициях.
Ливия без Каддафи
Обстановка в Ливии после переворота еще долго будет оставаться нестабильной, уверены эксперты. «С учетом того что вся оппозиция — это бывшие сподвижники Каддафи, фактически в Ливии сохраняется прежний режим, но без него самого, — обращает внимание Исаев. — Хаос только усилится».
Не исключено, что ситуация в Ливии может развиваться по иракскому сценарию с затяжной гражданской войной и вводом международных сил, рассуждает Исаев. «В Ираке после свержения Саддама Хусейна тоже прошли всеобщие выборы, тем не менее взрывы там гремели каждый день. Полгода сопротивления Каддафи свидетельствует о его широкой поддержке, это его успех», — отмечает Исаев. В случае пессимистического варианта развития событий речь может идти о разделении страны на Триполитанию и Киренаику, хотя, отмечает эксперт, Запад будет противостоять центробежным силам.
Оккупация маловероятна, считает Мирский. «Здесь (в Ливии. — «Газета.Ru») нет иностранных войск. Там началось сопротивление оккупантам. Здесь конфессиональной вражды, как в Ираке, быть не может», — отмечает эксперт. Но борьба между бывшими союзниками по борьбе с Каддафи неизбежна, уверен Мирский.
«Борьбу начала демократически настроенная молодежь, прежде всего интеллигенция: учителя, врачи. Они еще скажут свое слово. С другой стороны, в Ливии есть исламисты, которые тоже проявят себя, и в том числе «Аль-Каида» (организация запрещена в России). Наконец, в руководстве повстанцев сплошь бывшие сотрудники Каддафи — тот же Джалиль», — перечисляет группы интересов внутри повстанческого движения эксперт.
Обещание подготовить выборы в течение восьми месяцев трудновыполнимо, оппонентов Каддафи ждет сложная работа по политическому переустройству страны, предполагает Мирский. «Сейчас надо сформировать что-то типа Учредительного собрания, потом сформировать переходное правительство, разработать конституцию, легализовать политические партии и.т. д. А на примере Египта, где выборы были перенесены на сентябрь, а теперь на ноябрь, мы видим, что сделать это чрезвычайно сложно», — полагает Мирский.