Власти Сербии объявили об аресте экс-президента Республики Сербская Краина Горана Хаджича, обвиненного семь лет назад Международным трибуналом по бывшей Югославии в военных преступлениях в ходе балканских войн 1992—1995 годов, передает белградская радиостанция B92.
Хаджич, находившийся в бегах с июня 2004 года, был арестован сербским спецназом утром в среду в селе Крушедол в районе Фрушка-горы, горного массива в Воеводине на севере Сербии.
Президент Сербии Борис Тадич выступил в 11.00 (13.00 по Москве) с экстренной пресс-конференцией, официально подтвердив факт поимки Хаджича. «Мы серьезно работали (над этим) в последние три года. Вы должны работать, готовить все свои шаги, и в конце концов получите результат», - заявил он. Европейский союз горячо приветствовал арест лидера хорватских сербов. «Это еще один очень важный шаг Сербии в реализации ее европейской перспективы и также важный шаг для всего мирового правосудия», - говорится в совместном заявлении главы Еврокомиссии Жозе Мануэла Баррозу, председателя Европейского совета Хермана ван Ромпёя и главы общеевропейской внешней политики баронессы Кэтрин Эштон.
По информации агентства FoNet, в настоящее время Хаджич переведен в изолятор Специального суда в Белграде. Там, как и его предшественник военный лидер боснийских сербов Ратко Младич, арестованный 26 мая, он будет ждать судебного решения об экстрадиции в Гаагу.
Лидер хорватских сербов был последним фигурантом расследований Гаагского трибунала, объявленным в розыск.
Обвинения к Хаджичу сформулированы как к военному и политическому лидеру сербов, проживавших на востоке Хорватии, в регионах Восточная Славония, Баранья и Западный Срем. На этих территориях летом 1991 года была провозглашена Республика Сербская Краина, которую возглавил Хаджич. До этого в июне 1990 года он был избран главой муниципалитета города Вуковар, населенного преимущественно сербами, а в январе 1991 года возглавил «Сербский национальный совет», поставивший своей задачей выход сербских областей из состава Хорватии и воссоединение с тогда еще существовавшей Югославией.
На президентском посту Хаджич оставался до февраля 1994 года, и за это время он прослыл ястребом, горячо протестуя против мирных переговоров и требуя из Белграда военной помощи. Он проиграл президентские выборы в Сербской Краине более умеренному Милану Мартичу и пригрозил выходом Восточной Славонии из состава самопровозглашенного государства, протестуя против плана объединения республики с Республикой Сербской, существовавшей на территории Боснии и Герцеговины. Хорватская операция «Шторм» в августе 1995 года прекратила эти разногласия вместе с существованием самой Сербской Краины. После поражения Хаджич перебрался в Союзную Республику Югославия, которую возглавлял тогда его давний союзник Слободан Милошевич.
Долгое время Хаджич пребывал в забвении на фоне таких фигур, как лидер боснийских сербов Радован Караджич, Ратько Младич или Слободан Милошевич, отмечает Reuters. «Он гораздо более скромный человек, чем остальные, в том, что касается его личных качеств или того, что он сделал», — отметила в беседе с агентством европарламентарий Анна Мария Корацца Бильдт, работавшая в 1990-е в миссии ООН в Югославии.
Тем не менее
против Хаджича выдвинут полный набор обвинений в преступлениях против человечности и нарушении законов и обычаев войны.
По группе статей «преступления против человечности» это казни по политическим, расовым или религиозным основаниям, убийства, пытки и иные негуманные акты, депортации и насильственные выдворения. Хаджичу также инкриминируют убийства, пытки, жестокое обращение, преднамеренное уничтожение населенных пунктов, не оправданное военной необходимостью, преднамеренное уничтожение образовательных учреждений и культовых зданий, хищение частой и государственной собственности.
Официальные обвинения были выдвинуты против Хаджича 4 июня 2004 года, а ордер на его арест был подписан тогдашним главным прокурором МТБЮ Карлой дель Понте чуть более месяца спустя, 13 июля. Сербским властям было предписано задержать Хаджича в течение трех суток, но бывший лидер хорватских сербов обманул своих преследователей. За день до окончания срока, данного на его арест, он покинул свой дом в Нови-Саде с большим чемоданом в руках, и больше его никто не видел.
Войска, действовавшие под его руководством, занимались планомерным истреблением несербского населения в Дале, Даль-Планине, Ердуте, Ердут-Планине, Клисе, Ловасе, Грабоваце и Вуковаре.
В числе военных преступлений, за которые, по мнению обвинения, Хаджич несет ответственность, бессудный расстрел 264 хорватских пленных в ноябре 1991 года. Как свидетельствует обвинительное заключение МТБЮ, по приказу краинского руководства захваченные в плен хорваты были переведены из госпиталя в Вуковаре, где ранее они содержались под стражей, на ферму Овчара в 5 км к югу от города. Там распоряжалось подразделение сербского ополчения, названное по имени средневекового короля Душана Сильного. По решению командиров пленные были расстреляны. Часть их, около 50 человек, вывезли на заминированное поле на окраинах села Ловас (в 20 км к юго-западу от Вуковара) и заставили совершить по нему марш-бросок. В результате погиб 21 человек.
Обвинения по эпизодам в резне в Овчаре и Ловасе были выдвинуты также против сербского полевого командира Желько Ражнатовича (Аркана), застреленного в Белграде в 2000 году, главу вуковарского муниципалитета Славко Докмановича, покончившего с собой в гаагской тюрьме в 1998 году, а также трех офицеров югославской армии — Веселина Шливанчанина, Миле Мркшича и Мирослава Радича. Шливанчанин был приговорен МТБЮ к 20 годам тюрьмы, Мркшич — к 5, Радич был оправдан.