Высшие чиновники дипломатической службы США встретились с представителями ливийского режима Муамара Каддафи в тунисской столице. Встреча, продолжавшаяся три часа, состоялась еще в субботу, на следующий день после признания Вашингтоном повстанческого правительства в Бенгази единственным легитимным представителем ливийского народа. В ней приняли участие посол США в Ливии Джин Кретц, помощник государственного секретаря Джеффри Фелтман и сотрудник Совета национальной безопасности США Дерек Шоле. Имена представителей режима Каддафи не были озвучены.
Известно о переговорах стало лишь три дня спустя благодаря официальному представителю правительства в Триполи Мусе Ибрагиму, оповестившему об этом журналистов. Консультации состоялись по инициативе американской стороны.
Источники американских СМИ в госдепе уверяют, что это «были не переговоры». Представители Вашингтона намеревались лишь довести до сведения Каддафи, что он должен отойти от дел. Представления о том, что США готовы как-то мириться с присутствием полковника на ливийской политической сцене, некорректны, утверждают они.
«Мы часто слышали от высших должностных лиц Ливии, что им кажется, что США занимают отличную от других (участников операции НАТО «Объединенный защитник») позицию», — цитирует дипломатический блог The Cable на сайте Foreign Policy пояснения одного из сотрудников госдепа. Поэтому в администрации Барака Обамы пришли к идее «лицом к лицу» повторить требование ухода Каддафи от власти.
Перед тем как организовать встречу в Тунисе, США проконсультировались как со своими союзниками, так и с эмиссарами повстанческого правительства Ливии в рамках встречи 15 июля в Стамбуле контактной группы по Ливии. Партнеры дали добро на переговоры, говорят источники американских СМИ в госдепе.
Дальнейших встреч между американцами и ливийцами не планируется, заверил журналистов американского дипломатического пула высокопоставленный сотрудник госдепа, сопровождающий госсекретаря Хиллари Клинтон в ее поездке в Дели. В Триполи утверждают обратное. «Это первый шаг, и мы хотим предпринять последующие шаги. Мы не хотим застревать в прошлом, мы хотим все время двигаться вперед», — цитирует Reuters Ибрагима.
США, таким образом, повторили опыт Франции, принявшей в Париже в июле несколько ливийских делегаций. Однако комментарии французской стороны оставляли больше поводов задуматься над тем, не согласятся ли в конце концов союзники на то, чтобы Каддафи в каком-то качестве остался в ливийской политике.
Признания Парижа о ведущихся с ливийцами консультациях сделал в минувший вторник глава французского МИДа Ален Жюппе. Несколькими днями ранее на это намекнул глава минобороны Франции Жерар Лонге, и его слова даже можно было принять за косвенное согласие Парижа на то, чтобы Каддафи сохранил какую-то часть своего влияния. Ливийский диктатор мог бы «переместиться в другое крыло своего дворца, получить другой титул», когда начнутся переговоры о послевоенном урегулировании, заметил министр. Он также заявил, что «на сегодняшний день это еще не настоящие переговоры», поскольку ливийская сторона не дает никаких гарантий ухода Каддафи и не называет, «когда и как» ливийский диктатор отойдет от дел.
Суть переговоров понятна: западные союзники выставляют в качестве предварительного условия прекращения военной операции уход Каддафи, Триполи же настаивает на том, чтобы сначала в стране установилось перемирие, а потом будущее полковника «решит ливийский народ». «Каддафи надо убирать, причем любыми средствами, — объясняет глава Института стратегических оценок Александр Коновалов логику союзников. — Но уверенности в том, что это возможно сделать, используя нынешние средства давления, например без проведения наземной операции, у них нет».
В ходе военной операции по принуждению Ливии к миру, начавшейся 19 марта, объекты, где мог находиться Каддафи, несколько раз подвергались бомбежке самолетами НАТО. В ходе одной из них погиб сын диктатора Саиф аль-Араб и трое его детей, сам Каддафи находился во время авиаудара в том же здании, но остался невредим.
«У союзников нет усталости из-за войны, но они понимают ее безысходность», — считает Коновалов. Примерно то же ощущение может сейчас двигать и Каддафи, который чередует в своих речах угрозы ответить на интервенцию террористическими актами в Европе и призывы к миру. «Так или иначе он хочет показать, что находится в выигрыше, контролирует ситуацию, — заявил эксперт «Газете.Ru». — Но на самом деле и он понимает, что зашел в тупик: его финансовые и военные возможности на исходе».