Рапорты об отставке подали три высокопоставленных генерала, об этом стало известно во вторник. Заявления об увольнении министру обороны Анатолию Сердюкову написали начальник главного оперативного управления (ГОУ) Генштаба генерал-лейтенант Андрей Третьяк, начальник главного штаба и первый заместитель главнокомандующего Сухопутными войсками генерал-лейтенант Сергей Скоков и начальник управления радиоэлектронной борьбы Генштаба генерал-майор Олег Иванов.
Об отставках стало известно во вторник. По данным источников информационных агентств, молодые генералы — Третьяку и Скокову чуть больше 50, Иванову вообще 45 — написали рапорты об увольнении министру обороны.
Сами генералы не стали объяснять причины своих действий, что вызвало самые разнообразные версии об истинных мотивах отставки.
Неназванные источники в Минобороны связывали увольнение генералов с неприятием политики главы Генштаба России Николая Макарова, об этом написала «Независимая газета». При этом министра обороны Анатолия Сердюкова неназванный офицер называет «эффективным менеджером» и противопоставляет начальнику Генштаба. По его словам, при Макарове вооруженные силы «находятся в каком-то временном, экспериментальном состоянии, живут по каким-то проектам, по неутвержденным руководящим документам».
Днем во вторник Минобороны выступило с опровержением информации о «скандальных увольнениях».
«Упоминаемые в материалах три генерала в разное время (с апреля по июнь этого года) обратились к своим непосредственным начальникам с просьбой рассмотреть вопрос об их увольнении с военной службы по состоянию здоровья»,
— цитирует РИА «Новости» официальных представителей Минобороны. Учитывая возраст генералов и то, что на протяжении последних лет они уже проходили переаттестацию, в официальную версию отставки по состоянию здоровья верится с трудом.
Спустя час после официального заявления Минобороны последовало и неофициальное, со ссылкой на высокопоставленный источник. «Из тех, кто написал рапорта о досрочном увольнении из армии, практически каждый третий сделал это после того, как ему было предложено поменять место службы в столичном регионе на равнозначные должности в военных округах», — сказал собеседник агентства «Интерфакс». Он отметил, что такие увольнения «проходят, как правило, болезненно и зачастую впоследствии представляются как особая позиция по отношению к проводимым в армии реформам».
Сам Третьяк позднее прокомментировал подачу рапорта об отставке. «Мое решение об увольнении из армии никоим образом не связано с вопросами реформирования вооруженных сил, а тем более с какими-то разногласиями с руководством», — сказал Третьяк «Интерфаксу».
Тем не менее среди высказываемых версий причин отставок одной из самых популярных является несогласие высокопоставленных генералов с реформой армии. Ее придерживается и глава Центра военного прогнозирования Анатолий Цыганок.
«Видимо, отставка связана с несогласием генеральского состава с реформами. Демарш должен привлечь общественное внимание к происходящему в вооруженных силах», — сказал эксперт.
В то же время Цыганок выразил удивление, что в публикации критикуется именно Макаров. «Почему его (Макарова. — «Газета.Ru») пытаются сделать крайним? Начальник Генштаба выполняет поручения министра обороны и подчиняется ему напрямую», — отметил эксперт. По его словам, в любом случае такие громкие отставки свидетельствуют о противоречиях в военном ведомстве. «Не все ладно в Министерстве обороны. Не только ветераны обращают внимание на непродуманность военной реформы. До этого был генерал Балуевский, критиковавший реформу, теперь в знак протеста рапорт подают молодые генералы», — отмечает Цыганок. Впрочем, он допустил, что отставки могли быть и плановыми.
«А где они тогда были раньше? Реформа идет уже три года», — удивлен эксперт Института политического и военного анализа Александр Храмчихин.
«Я не припомню случая, чтобы генерал уволился по несогласию с концепцией развития вооруженных сил», — отмечает, в свою очередь, заместитель главного редактора «Ежедневного журнала» Александр Гольц.
Он напомнил, что в феврале 2011 года в интервью «Красной звезде» Третьяк выступил с полным одобрением проводимой реформы армии. «Если его действительно раздражала реформа, то зачем было давать такое интервью», — иронизирует Гольц. Эксперт допускает, что отставки могли произойти именно из-за нежелания генералов менять место службы. «Молодым, растущим генералам предлагают стать или командующим, а то и замкомандующего округом. Для них это неприятная, некомфортная ситуация», — предполагает Гольц.
Из троих подавших в отставку генералов самым влиятельным эксперты называют Третьяка. «Начальник главного оперативного управления — исключительно высокая должность. Это третье по значимости лицо в Генштабе», — отмечает Цыганок и добавляет, что именно ГОУ разрабатывает все оперативные задачи, стоящие перед вооруженными силами, и многое другое.
«Если Генштаб — это мозг армии, то ГОУ Генштаба — его главная извилина», — вспоминает старый советский анекдот Гольц.
Он предполагает, что у Третьяка могли быть большие амбиции. «Начальник ГОУ может претендовать на то, чтобы возглавить Генштаб. Такой путь прошли и Балуевский, и Квашнин (Анатолий Квашнин и Юрий Балуевский возглавляли Генштаб ВС России. — «Газета.Ru»). На это вполне мог претендовать и Третьяк», — отмечает Гольц. По его словам, позиции Скокова и Иванова были менее надежными. «Это ранее главный штаб Сухопутных войск был влиятельным и, по сути, руководил войсками. Теперь ситуация меняется из-за реформы. Конечно, это могло послужить поводом для недовольства», — отмечает эксперт. В сложном положении находился и глава радиоэлектронной борьбы Генштаба Иванов. «В силу нашего фантастического отставания именно на этом направлении начальник этого подразделения неизменно будет «мальчиком для битья». Не из-за его вины, а именно по причине отставания», — отмечает Гольц. По его словам, разведка и связь являются слабыми местами Российской армии. «Война в Южной Осетии показал, что даже слабая грузинская армия именно с точки зрения электронной разведки и связи превосходит российскую», — полагает Гольц.