Вельский районный суд Архангельской области намерен 26 июля рассмотреть ходатайство об условно-досрочном освобождении бывшего главы МФО МЕНАТЕП Платона Лебедева, сообщил в пятницу «Интерфакс» со ссылкой на пресс-службу Архангельского областного суда. В графике работы на 26 июля, опубликованном на сайте Вельского суда, такого процесса в пятницу не значилось.
Адвокат Лебедева Елена Липцер рассказала «Газете.Ru», что видела постановление суда о назначении даты заседания. По ее словам, в нем суд обязал колонию, где содержится Лебедев, представить характеристику на него. Ранее представители ФСИН говорили журналистам, что по негласному правилу колонии выдают характеристики не ранее чем через полгода после этапирования в них осужденных. «Какую-то характеристику» на Лебедева колония дать обязана, говорит Липцер.
«Последние два с половиной года Лебедев пробыл в СИЗО «Матросская Тишина». Характеристика оттуда у нас есть, она положительная»,
— напомнила адвокат. Характеристики из других мест заключения бывшего главы МЕНАТЕПа — СИЗО «Лефортово», колонии в поселке Харп в ЯНАО и СИЗО Читы — должны находиться в его личном деле. Адвокаты этих характеристик еще не видели: «Я просила суд об ознакомлении с личным делом Лебедева, но суд пока молчит», — пояснила Липцер.
«Матросская Тишина» представила характеристику Лебедева в июне в Преображенский суд Москвы: бывший глава МЕНАТЕПа подал туда ходатайство об УДО после того, как в мае Мосгорсуд оставил в силе обвинительный приговор Хамовнического суда Москвы по второму уголовному делу. Кассационная инстанция лишь на год сократила срок заключения — с 14 до 13 лет колонии общего режима.
Преображенский суд дважды отказался рассматривать ходатайства об УДО, поданные лично Лебедевым и его бывшим деловым партнером, экс-главой ЮКОСа Михаилом Ходорковским, а затем адвокатами Лебедева и лично Ходорковским. В начале июня суд вернул ходатайства осужденных в связи с отсутствием кассационных определений Мосгорсуда по делу, а чуть позже — из-за этапирования осужденных из «Матросской Тишины» в места отбытия наказания. Сразу после установления местонахождения Лебедева, который содержится в колонии № 14 Вельска, его адвокаты подали в местный суд новое ходатайство об УДО.
Ходорковский, этапированный в колонию № 7 города Сегежа в Карелии, нового ходатайства об УДО не подавал и делать этого не намерен.
«Михаил Борисович подал ходатайство (в Преображенский райсуд Москвы. — «Газета.Ru»); мы ждем, когда станет известна его судьба и когда оно будет рассмотрено», — пояснил адвокат Ходорковского Вадим Клювгант.
Ходатайство, поданное Ходорковским в московский суд, не возвратили его адвокатам, а отправили по предыдущему адресу пребывания самого Ходорковского, в «Матросскую Тишину», откуда он уже уехал. Что стало с документом и где он — неизвестно. «Ходатайство не возвращалось», — сообщил Клювгант.
Сейчас защита Ходорковского пытается оспорить действия Преображенского суда. Его отказ от рассмотрения ходатайств об УДО адвокаты считают незаконным: по их мнению, в первый раз суд вместо того, чтобы возвращать ходатайства, должен был сам запросить необходимые ему документы, а во второй должен был сам направить ходатайства в суд по месту нахождения осужденных. Первая попытка обжаловать действия Преображенского суда была неудачной: суд вернул адвокатам жалобу, пояснив, что они не могут обжаловать «сопроводительные письма», посредством которых он сам с ними общался.
Адвокаты Лебедева не хотят прогнозировать, каким будет результат рассмотрения ходатайства об УДО для их подзащитного. «Никаких законных оснований для отказа в ходатайстве нет», — убеждена Липцер.
Право на условно-досрочное освобождение у осужденных по обвинению в совершении преступлений легкой и средней тяжести появляется после отбытия трети срока, за тяжкие преступления — половины срока, за особо тяжкие — двух третей срока. Преступления, инкриминированные Ходорковскому и Лебедеву, относятся к категории тяжких: они осуждены по ст. 161 УК РФ в хищении всей нефти, добытой дочерними предприятиями ЮКОСа в 1998—2003 годах, и легализации части средств, полученных от ее продажи (ст. 174 УК РФ). 13-летние сроки обоих отсчитываются от момента их арестов: Лебедева — в июле 2003 года, Ходорковского — в октябре того же года. С момента ареста Лебедева прошло уже 8 лет (очередная годовщина будет завтра, 2 июля), с момента ареста Ходорковского — 7 лет и 8 месяцев. В обоих случаях это больше половины срока, назначенного судом по второму уголовному делу.
Вины ни тот ни другой осужденный не признают. Впрочем, этого и не требуется: в 2009 году пленум Верховного суда РФ специально отметил непризнание вины в числе оснований, по которым суд не может отказать в УДО.
В постановлении пленума ВС от 21 апреля 2009 года также перечислены другие основания, которыми не должны руководствоваться суды при рассмотрении ходатайств об УДО: наличие прежней судимости, мягкость назначенного наказания, кратковременность пребывания осужденного в одном из исправительных учреждений и т. д.