Президент Грузии Михаил Саакашвили выступил с жесткими заявлениями в адрес оппозиции, отказ которой покинуть улицы Тбилиси в ночь со среды на четверг спровоцировал массовые столкновения с последующими арестами. Глава государства прямо обвинил одного из лидеров оппозиции, экс-спикера парламента Нино Бурджанадзе, в подготовке государственного переворота при помощи России, назвав ее и ее соратников «пятой колонной».
Накануне МВД Грузии распространило аудиозапись разговора, приписываемого Бурджанадзе и ее сыну Анзору Бицадзе, в котором те обсуждали свои действия в случае применения властями оружия и последствия в виде возможных жертв.
В расшифровке аудиозаписи с переводом на русский язык, сделанной тем же ведомством, мужской голос, похожий на Бицадзе, утверждает: «Если берешь ответственность, тогда стоит пойти и на гражданскую войну, стоит смерти и 100, и 500 человек». «Все нации, которые чего-то добились, — на их земле пролита кровь», — добавляет он. Отвечает женщина, которую МВД идентифицирует с Бурджанадзе: «Крови и здесь немало». «Немало — это не так, 200 лет кровь не проливалась. Потом, если процесс начнется, там уже заднего хода не должно быть», — реагирует собеседник.
Участники разговора спорят, сколько грузин в действительности поддерживает Саакашвили, и сходятся на том, что 40%. «Я в этом ничего плохого не вижу, если бы у этих разум был светлым, то революция бы не была нужна. На основе чего говорят 40%?» — рассуждает мужской голос и задает вопрос: «А сколько нас поддерживают?»
— Кого нас? — уточняет женский голос.
— Революционеров. — отвечает мужчина.
— 35% недовольных, 15% прямых сторонников.
— То есть 50 на 50.
— Реально общество очень поляризовано.
— В стране спустя два года после войны 50% — разве мало?
— Нет, не то что мало, много... ощущения врага в 50% вообще нет.
— 30 тысяч человек выйдут — это заполнит площадь Свободы?
— Думаю, выйдет больше.
Собеседники обсуждают вероятность «египетского сценария»: мужчина ставит на него, рассуждая о возможности введения комендантского часа и чрезвычайного положения. «Но в Египте за три месяца успокоили всё, и туристы стали приезжать, но там армия сильная, а наша армия может встать рядом, но зачем, они трусы... В армии такая ситуация, что ой... очень плохая ситуация в армии», — приходит к выводу он.
«Если Коджорский батальон в нас выстрелит, первую атаку мы избежим, а потом пусть выясняет отношения со спецназом ГРУ», — говорит собеседнице мужчина, подразумевая российский спецназ. Власти расценили эти реплики как свидетельство прямой связи грузинских оппозиционеров с Москвой.
Как сообщили «Новости Грузии»,
Нино Бурджанадзе признала свой голос на записи, однако назвала цитаты вырванными из контекста, а реплику о ГРУ — цитатой из официальных сообщений.
«Я не могу рассказать вам, как мы получили эту пленку, — это конфиденциальная информация, — заявил «Газете.Ru» глава пресс-службы МВД Грузии Шота Утиашвили. — В отношении аудиозаписи разговора Бицадзе с матерью ведется расследование». Однако Анзора Бицадзе допрашивали не по этому эпизоду, а в связи с тем, что автомобиль его кортежа сбил двух человек, сообщил Утиашвили. Водители этих машин уже задержаны, к Бицадзе по этому поводу претензий нет, сказал он.
Запись разговора Бурджанадзе с Бицадзе была обнародована в вечернем эфире грузинского телевидения. «Я против того, чтобы показывать какие-либо записи по телевидению, мне это неприятно. Но в данном случае это было полезно, так как этот план не был плодом их мыслей, а является сценарием, запланированным в России, имперскими амбициями», — цитирует Михаила Саакашвили «Новости Грузии».
Президент не стал подробно комментировать запись. «Если человек не слеп и не глух, он должен был понять все», — заявил глава государства, отметивший, что ответом «на этот план ФСБ и путинский план стал парад, вчерашний ответ полиции и консолидация общества».
На следующий день МВД распространило новый компромат — на этот раз видеозапись встречи функционеров движения «Народное собрание», одним из лидеров которого является Бурджанадзе. Запись в эфире телекомпании «Рустави-2» комментировал отставной генерал Гия Учава, возглавляющий радикальное крыло оппозиционеров «Давшие клятву» и арестованный 22 мая в Тбилиси.
По словам Учавы, противники Саакашвили смогли собрать группу в 3582 человека, организованную по полувоенному принципу и вооруженную палками и деревянными щитами. Он также заявил, что муж Бурджанадзе Бадри Бицадзе в ходе митинга был занят раздачей оппозиционерам рогаток для стрельбы по полиции железными шариками.
Учава рассказал, что активисты «Грузинской партии» бывшего главы минобороны Ираклия Окруашвили, получившего убежище во Франции, были готовы штурмовать штаб-квартиру грузинского общественного телевидения. Для этого у них якобы были заготовлены даже «коктейли Молотова». Главным организатором силовой части митинга протеста генерал назвал мужа Бурджанадзе. Оппозиционеры уверены, что все показания Учава дал под давлением.
Возбуждать уголовные дела по обвинению в попытке госпереворота по итогам событий 25 мая власти Грузии не торопятся. МВД Грузии в пятницу опровергло ранее появлявшуюся информацию о том, что около 90 человек, задержанных в ходе событий в ночь на 26 мая и приговоренных накануне к двухмесячному административному аресту за участие в беспорядках, будут обвинены в попытке государственного переворота. «Большинство из них задержаны за сопротивление, оказанное полиции, хулиганство и другие преступления меньшей степени тяжести», — отмечается в заявлении МВД.