Белый дом в понедельник сообщил детали подготовки и проведения спецоперации «морских котиков» (спецназа американского ВМФ), уничтоживших накануне в ходе штурма укрепленного особняка в пакистанском Абботабаде террориста № 1, идеолога «Аль-Каиды» (организация запрещена в России) Усаму бен Ладена. Главный помощник президента США Барака Обамы по вопросам национальной безопасности Джон Бреннан выступил с большой пресс-конференцией, на которой не скупился на похвалы своему шефу и американскому спецназу.
Обама, по словам Бреннана, совершил «один из самых дерзких шагов, которые делал какой-либо президент в последнее время». Глава Белого дома лично отдал приказ штурмовать особняк, хотя стопроцентной уверенности, что бен Ладен скрывается именно там, у них не было.
Начиная с августа прошлого года разведка доносила о весьма подозрительной активности связных «Аль-Каиды», проживавших в этом доме, но никаких прямых доказательств того, что там же, в Абботабаде, находится и сам бен Ладен, не было. Для начала военной операции было достаточно и обнаружения одних только курьеров, и многие генералы и советники Обамы предлагали президенту отдать приказ разбомбить строение при помощи беспилотников по образцу операций по ликвидации террористов в Афганистане и Пакистане. «Не было ни одной встречи, чтобы кто-нибудь не упомянул о «Падении «Черного ястреба» — неудачной для США операции в Могадишо в 1993 году — или о провале попытки освобождения захваченных в заложники сотрудников американского посольства в Тегеране в 1980 году», — рассказал The New York Times высокопоставленный источник в Белом доме, объясняя потенциальную опасность наземной операции.
Однако Обама отдал приказ провести именно наземную операцию — чтобы в случае взятия бен Ладена, живого или мертвого, можно было наверняка удостоверить его личность. Последние приготовления к операции были сделаны на минувшей неделе, когда Обама отправлялся в южные штаты, пострадавшие от ураганов и торнадо.
Штурм особняка бен Ладена Обама и его команда, включая вице-президента Джозефа Байдена, госсекретаря Хиллари Клинтон, министра обороны Роберта Гейтса и главу Объединенного комитета начальников штабов адмирала Майка Маллена, наблюдали с камер в прямом эфире в «ситуационной комнате» Белого дома.
В операции бен Ладен получил прозвище Джеронимо — по имени легендарного вождя апачей, двадцать лет сопротивлявшегося армии США, но в конце концов все же сдавшегося им живым. Действия спецназа комментировал директор ЦРУ Леон Панетта. По словам Бреннана, было несколько «нервных моментов», особенно когда один из трех вертолетов, задействованных в спецоперации, потерпел «из-за технических проблем» аварию.
«Они достигли цели, — комментировал Панетта происходящее. — (Установлен) визуальный контакт с Джеронимо. Джеронимо EKIA (армейская аббревиатура для «враг, уничтоженный в ходе боя»)». «Мы взяли его», — прервал молчание президент, когда на экранах показалось тело бен Ладена. Он почти дословно повторил реплику главы американской администрации в Ираке Пола Бремера, сообщившего о поимке Саддама Хусейна: «Леди и джентльмены, мы взяли его».
Террорист № 1 был уничтожен осознанно и намеренно, объяснил советник Обамы. Взять его живым было невозможно из-за ожесточенного сопротивления оборонявшихся. «Мы не могли рисковать жизнью наших людей, — заявил Бреннан. — Если бы у нас была возможность взять его живым, мы бы так и поступили».
Американские «морские котики» действовали самостоятельно, без привлечения к операции пакистанских спецслужб.
«К счастью, пакистанские силы не были задействованы», — объявил Бреннан. Теперь у Вашингтона много вопросов к Исламабаду. Бреннан почти что напрямую обвинил Пакистан в пособничестве террористам и укрывательстве. «Я считаю невероятным, чтобы бен Ладен не имел поддержки со стороны системы в стране, где ему позволялось оставаться столь долгий промежуток времени», — заявил он. Укрепленный особняк, в котором был схвачен и убит бен Ладен, был построен в 2005 году, как полагают в Вашингтоне, специально для нужд лидера террористического подполья.
В Исламабаде обеспокоены возможными последствиями. Сразу же после известий об убийстве бен Ладена пакистанское руководство собралось на экстренное совещание, в котором помимо президента Зардари принял участие премьер-министр Юсуф Раза Гиллани, глава генштаба Ашфак Первез Каяни и руководители разведывательных служб.
Пакистанский президент Асиф Али Зардари выступил в защиту чести своей страны на страницах The Washington Post, где напомнил, что именно «ранняя помощь» национальных спецслужб при идентификации курьера «Аль-Каиды» в конечном итоге привела к ликвидации бен Ладена и что у США и Пакистана большой опыт сотрудничества в борьбе с терроризмом. Он признал, что «события воскресенья не были совместной операцией» пакистанских и американских спецслужб — последние действовали полностью самостоятельно.
«Он был где угодно, но только не там, где его ждали, — признал Зардари. — Но сейчас его нет». В прошлом году пакистанский президент отметал любые подозрения, что бен Ладен может находиться на территории его страны. Теперь официальные лица в Исламабаде пытаются переиграть эту ситуацию.
Американский нажим вызывает среди пакистанских элит очевидное недовольство. Бывший глава Межведомственной разведки Пакистана ISI генерал Хамид Гуль сказал в интервью Al Jazeera, что «война против террора», которую начали США в 2001 году, «рано или поздно придет в Пакистан». «Теперь, после этого инцидента, у них (американцев) есть все основания говорить, что они были правы, когда утверждали, что на территории Пакистана есть оперативники «Аль-Каиды», — заявил разведчик. — Антипакистанское лобби теперь может сказать: идите в Пакистан; они знали, что американцы не могут пойти против Пакистана, обладающего ядерным оружием, поэтому лучшим способом продвинуться в этом направлении было создание внутренних проблем, чтобы потом прийти и заявить, что пакистанское ядерное оружие не находится в безопасности».
Из внутренней переписки госдепа, ставшей достоянием общественности благодаря сайту Wikileaks, следует, что у Вашингтона и раньше было множество оснований подозревать ISI в двойной игре. Как следует из депеши, датированной декабрем 2009 года, один из руководителей таджикской разведки генерал Абдулло Назаров прямо говорил своим коллегам, что «в Пакистане Усама бен Ладен не является невидимкой, многие знают, что он находится в Северном Вазиристане, но всякий раз, когда спецслужбы пытались совершить рейд по его укрытиям, враг получал предупреждение... от источников в среде спецслужб».
О том же говорил и один из узников Гуантанамо афганец Сабер Лал Мелма, признавший, что играл роль двойного агента, будучи связным между арабскими моджахедами «Аль-Каиды» и ISI. По его словам, однажды отряд пакистанских разведчиков, переодетых в гражданское, вступил в прямое боестолкновение с американским спецназом, а в ряде других случаев агенты ISI обеспечивали прикрытие боевикам «Аль-Каиды», прибывавшим в пакистанские аэропорты.