Возобновлено разбирательство дела Александра Артемьева, журналиста «Газеты.Ru» и активиста оппозиционного движения «Солидарность», которому после акции «Стратегии-31» на Триумфальной площади в ОВД «Замоскоречье» сломали руку. Такое решение принял в четверг Замоскворецкий межрайонный следственный отдел Следственного комитета, о чем Артемьеву сообщили на следующий день в суде, куда он направил жалобу на отказ в возбуждении уголовного дела.
Следственный отдел, таким образом, сработал на опережение суда. Постановление было подписано за день до рассмотрения в суде жалобы Артемьева и его представителя Ильнура Шарапова из правозащитной ассоциации «Агора» на отказ в возбуждении уголовного дела и незаконное бездействие следователя.
В то же время в постановлении, подписанном замглавы Замоскворецкого межрайонного следственного отдела Иваном Борисовым, указывается, что в ходе завершившейся 23 июля прошлого года проверки была «дана правильная оценка действий сотрудников милиции». Это означает, что следствие оставляет вывод о недоказанности вины за случившееся правоохранителей.
Отказ же отменяется со ссылкой на Уголовно-процессуальный кодекс, который определяет, что уголовное дело не может быть возбуждено за «отсутствием события преступления».
То есть сам факт преступления следственные органы впервые признали.
Новую проверку будет проводить тот же следователь Максим Пряшка, который ранее вынес постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Проверка проводилась по статьям 285 и 286 УК – «Злоупотребление должностными полномочиями» и «Превышение должностных полномочий». Так как судмедэкспертиза констатировала «оскольчатый перелом плечевой кости», вред, нанесенный его здоровью, может быть признан тяжким, что является отягчающим обстоятельством и грозит сроком от 3 до 10 лет по каждой из статей.
Артемьев стал требовать возбуждения уголовного дела через суд после того, как стало понятно: органы следствия не заинтересованы в том, чтобы давать делу ход. Первая проверка началась 4 июня и должна была завершиться в течение 10 дней, но растянулась на полтора месяца. Ее материалы составили четыре тома, но извещение об отказе возбуждать уголовное дело журналист получил только в суде. Следователь сослался на то, что выслал извещение о своем решении в указанные сроки, а за работу «Почты России» он не отвечает.
Замоскворецкий суд ответил на жалобу отказом в феврале, но Московский городской суд это решение отменил и вернул ее на повторное рассмотрение. С вынесением постановления Борисова производство по жалобе прекращено.
«Это попытка не замарать отчетность следственного отдела судебными предписаниями и затянуть ход дела», — заявил Артемьев.
Журналист рассчитывает на то, что в ходе новой доследственной проверки к материалам добавятся итоги внутреннего расследования ГУВД, о котором Артемьеву в октябре прошлого года рассказывали руководитель УВД по Центральному административному округу полковник Виктор Пауков и глава пресс-службы московской тогда еще милиции Виктор Бирюков. Журналиста пригласили на чай и извинились за сломанную руку, или, как это звучит в официальной формулировке, за «организацию доставления» задержанных оппозиционеров.
Артемьев, отправившийся на Триумфальную площадь как частное лицо, был задержан вместе с 23 участниками несанкционированной акции и доставлен в ОВД «Замоскворечье». Оттуда через четыре часа машина «скорой помощи» увезла его в 29-ю горбольницу.