Часть обязательств по гособоронзаказу 2010 года была провалена, заявил на расширенном заседании коллегии Минобороны Дмитрий Медведев. По итогам анализа ситуации глава государства обещал разобраться как с производителями, так и с ответственными из госструктур. «В ближайшее время я проведу разбор полетов с определением ответственных из промышленности и структур государственного управления», — сказал президент.
Меньше месяца назад с предложением ужесточить наказание для руководителей предприятий выступило и само Минобороны. Выступая на собрании Союза предприятий оборонных отраслей промышленности в Екатеринбурге, замначальника управления формирования гособоронзаказа Департамента вооружений министерства Борис Наконечный предложил применять к ним «меры административного характера». «Подписывая госконтракты, руководитель предприятия берет на себя серьезные обязательства. Он должен эти обязательства исполнять», — пригрозил Наконечный.
По его данным, в 2010 году поставщики сорвали поставки самой разной военной техники: опоздали с поставкой корвета проекта 20380 («Стерегущий»), трех подводных лодок, из девяти самолетов Як-130 изготовлено только шесть, из полутора сотен новых БМП готова только половина.
Проблемы возникли и с беспилотниками, которые разрабатывает и производит концерн «Вега», напоминает директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов. «По разным данным, на это было потрачено до 5 млрд рублей в виде различных НИОКРов, руководство концерна ездит по выставкам на дорогих иномарках, но достойной продукции они произвести так и не смогли», — говорит эксперт.
Никак не закончатся испытания «Булавы» (разработка НИИ теплотехники), из-за чего не поступают на вооружение подводные крейсеры проекта 955 («Борей»), говорит его коллега Дмитрий Васильев, также задерживается поставка фрегатов 22350 («Адмирал Горшков»), есть задержки с ремонтом Ту-160, перечисляет Васильев. Руководители этих предприятий — первые кандидаты для оргвывовдов, полагают эксперты. «Тревожным звонком» для производителей стало недавнее увольнение президента ОАК Алексея Федорова, напоминает Васильев.
В части ответственности госструктур принять кадровые решения будет сложнее. Чуть менее года назад Федеральное агентство по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств было подчинено Минобороны, хотя ранее подчинялось напрямую президенту. Следом за этой рокировкой пост главы Рособоронпоставки покинул Виктор Черкесов, а его место заняла Надежда Синикова, протеже главы Минобороны Анатолия Сердюкова, занимавшая перед назначением пост советника министра.
«Претензия Медведева — прямой отсыл к вице-премьеру Сергею Иванову, возглавляющему правительственную военно-промышленную комиссию», — полагает собеседник «Газеты.Ru», близкий к ВПК. Сердюков пытается давить на промышленность, доложив президенту, что проще закупать что-то за рубежом, чем «спонсировать трупаков», завышающих цены, считает он.
Медведев отдельно отметил, что борьба с коррупцией в армии должна также выйти на новый уровень. «Эта работа должна быть системной. Каждый случай должен рассматриваться максимально тщательно, — сказал президент. — Цены должны быть понятны и прозрачны».
Минобороны рассчитывает закупочные цены, исходя только из инфляции, а у производителей цены растут быстрее, за счет роста цен на металл и энергетику, объясняет Васильев. Кроме того, у компаний нет долгосрочного понимания стратегии закупок вооружения. Сейчас проблему пытаются решить десятилетней федеральной целевой программой развития оборонно-промышленного комплекса (ОПК).
Именно с ней Медведев посоветовал увязать госпрограмму вооружения. «Эта норма у нас закреплена законодательно, — сказал он. — Однако, к сожалению, принятие последней программы неоправданно затянулось».
Президент напомнил, что недавно он утвердил новую долгосрочную программу перевооружения армии, на которую в течение ближайших 10 лет планируется потратить 20 трлн рублей, с тем чтобы после ее реализации на вооружении армии было не меньше 70% новой техники.
Сердюков в ответ рассказал о планах по закупкам вооружения на ближайший год. По словам министра, в 2011 году ведомство планирует закупить 36 баллистических стратегических ракет, две ракетные стратегические подлодки и 20 стратегических крылатых ракет воздушного базирования.
Кроме того, ведомство намерено приобрести 5 космических аппаратов, 35 самолетов, 109 вертолетов, 3 многоцелевые атомные подводные лодки, один боевой надводный корабль и 21 зенитный ракетный комплекс. По плану Сердюкова, к 2016 году обеспеченность вооруженных сил вооружением и военной техникой достигнет 100%, а уровень современных образцов будет доведен до 30%.