Душанбе предложил полностью вывести остатки оперативной погрангруппы ФСБ России с таджикско-афганской границы. Это неожиданное заявление прозвучало на очередном раунде переговоров российских и таджикских пограничников в столице Таджикистана, где стороны должны были определить формат дальнейшего присутствия российских специалистов на таджикско-афганской границе. Срок действия российско-таджикского соглашения 2004 года «О сотрудничестве по пограничным вопросам» истекает в апреле 2011 года.
«Речь идет о возможном выводе оперативной погрангруппы ФСБ России из Таджикистана», — ссылается «Интерфакс» на близкий к переговорам источник, не уточняя, с какой стороны переговоров этот источник находился.
Официально говорить о причинах перемены в ходе переговоров стороны отказываются — не дают комментариев ни главное управление погранвойск Госкомитета нацбезопасности Таджикистана, ни ФСБ России, в состав которой входит Пограничная служба. Официальный представитель МИД Таджикистана Давлат Назриев заявил «Газете.Ru», что, пока переговоры продолжаются, о конкретных предложениях говорить не стоит. «Над этим они и работают», — сказал он, добавив, что третий раунд переговоров состоится в середине марта.
В ходе предыдущего раунда, который прошел в феврале 2011 года, стороны говорили об обратном — о возвращении российского присутствия на границе. До 2005 года российские пограничники обеспечивали охрану 1344-километрового участка границы Таджикистана с Афганистаном. После их вывода в стране осталась группа специалистов погранслужбы ФСБ численностью в несколько десятков человек, исполнявших роль консультантов и советников для таджикских коллег.
Москва не раз заявляла о готовности остаться на этом проблемном участке границы.
В июле 2010 года об этом говорил глава Госнаркоконтроля Виктор Иванов, а в декабре на эту тему высказался глава 3-го Департамента российского МИДа Максим Пешков, когда-то работавший послом в Душанбе. «Если таджикская сторона предложит нам (сохранить за нами) защиту своих рубежей, то нет причин отказать ей в этом», — говорил тогда дипломат.
Однако в последнем интервью душанбинской газете «Бизнес и политика» российский посол в Таджикистане Юрий Попов отметил, что возвращение российских пограничников как таковых на реку Пяндж не предусматривается. «Широкое базирование российских пограничников на таджикской границе не стоит на повестке дня, и выносить этот вопрос на обсуждение не намерены ни в Москве, ни в Душанбе», — сказал дипломат.
Именно через эту границу в Россию и далее в Европу идет основной поток транспортировки производимых в Афганистане наркотиков. Правда, статистика говорит о том, что таджикские пограничники не хуже российских справляются с борьбой с наркотрафиком. В 2000—2005 годах, когда границу охраняли российские пограничники, было изъято 21,7 тонны наркотиков, в том числе 10,7 тонны героина. С января 2005 по июнь 2010 года включительно, после переходя контроля за границей к таджикским пограничникам, было изъято 28,3 тонны наркотических средств, в том числе 9,4 тонны героина, сообщил в январе 2011 года генерал-лейтенант МВД Таджикистана Рустам Назаров.
«Хотя президент Эмомали Рахмон и боится 2014 года, когда США должны завершить вывод своих войск из Афганистана, он хотел бы сесть за стол переговоров с Россией с наибольшим числом козырей», — прокомментировал для «Газеты.Ru» позицию официального Душанбе эксперт Института стран СНГ Андрей Грозин.
Как утверждают источники таджикистанской «Народной газеты», Душанбе настаивает «на вынесении определений статуса и порядка функционирования пограничного органа ФСБ России… в отдельное межведомственное соглашение». Это может значительно понизить статус самой структуры, «позволив другой договаривающейся стороне получить принципиальные односторонние преимущества в сроках подготовки этого соглашения и максимально минимизировать свои обязательства перед российской стороной», говорится в статье. Согласно пока еще действующему соглашению, которое было подписано в 2004 году тогдашним президентом Владимиром Путиным и Рахмоном и ратифицировано два года спустя, российские советники пользуются большими льготами, включая безвозмездное пользование недвижимостью, личную неприкосновенность и освобождение от уплаты всех налогов, таможенных пошлин и сборов.
Возможно, таджикская сторона преувеличивает желание России вернуться на таджикско-афганскую границу, считает Грозин. Часть российских силовиков, учитывая прошлогоднее осеннее обострение в таджикском Каратегине, где была предпринята попытка вооруженного мятежа, «предпочла бы встретить угрозу на отдалении». Военное присутствие в Таджикистане и так обеспечено 201-й военной базой ВС РФ, расположенной сразу в пяти населенных пунктах. Ее личный состав — 3,8 тыс. человек 693-й мотострелковой бригады Северо-Кавказского военного округа.