В среду петербургские депутаты в первом чтении приняли закон «О порядке проведения публичных мероприятий на объектах транспортной инфраструктуры, используемых для транспорта общего пользования в Санкт-Петербурге». Законопроект серьезно ужесточает требования к организаторам акций. Закон касается организаций и движений, выступающих за права автомобилистов: именно они часто проводят акции на дорогах Петербурга.
Организаторы должны будут предварительно согласовывать массовые мероприятия с комитетом по транспорту Смольного и с ГИБДД.
Организаторам автопробегов и автомаршей надо указывать количество и категории транспортных средств, маршрут движения (включая начало и конечный пункт) и среднюю скорость автомобилей. Закон указывает, что предельное количество машин в организованной колонне будут устанавливать власти и гаишники.
Разрешение на акцию поставят в зависимость от погоды. Пункт 4 статьи 5 закона гласит, что при «объявлении о штормовом предупреждении или ином опасном природном явлении использование транспортных средств при проведении публичного мероприятия не допускается».
Кроме того, депутаты создадут список мест, где любые акции проводить нельзя. Например, это участки дорог, по которым запрещено движение механических и транспортных средств; трассы, выделенные для движения общественного транспорта; дороги, имеющие всего одну проезжую часть; дороги, на которых осуществляется техническое обслуживание и ремонт.
Отдельно подчеркивается, что действие закона не распространяется на массовые мероприятия, которые устраивают органы власти.
Законопроект был написан комиссией по вопросам правопорядка и законности петербургского заксобрания. В комиссию входят депутат-справедливоросс, элдэпээровец, два коммуниста и шесть членов «Единой России», включая председателя комиссии.
Председатель Аркадий Крамарев считает, что закон в первую очередь направлен на безопасность и удобство граждан, пользующихся транспортом: «Закон пока расформулирован и достаточно сырой. В первом чтении приняли, а теперь будем его строить. Закон регулирует не только действия активистов, публичные акции, но и организует ГИБДД, например».
По мнению Алексея Шумака, главы петербургской общественной организации по защите прав автомобилистов «Свобода выбора», под негласный запрет на автопробеги решили подвести законодательную базу: «В неофициальных беседах чиновники говорили нам, что любые автопробеги не будут согласованы в принципе. Только пешие акции и только на выселках. Думаю, что в будущем автопробеги не исчезнут, только будет больше конфронтации».