Полковник Муамар Каддафи, лидер Ливийской революции, вечером понедельника впервые после начала массовых протестов появился на государственном телевидении Ливии. В очень коротком ролике Каддафи заявил, что не покидал страну (накануне глава британского МИДа Уильям Хейг сказал, что, по его информации, Каддафи вылетел в Венесуэлу).
«Я хотел показать вам, что я в Триполи, а не в Венесуэле. Не верьте телеканалам, которые принадлежат бешеным псам», — сказал Каддафи, сидя в автомобиле и держа зонтик в руках. Опознать место нахождения Каддафи по пейзажу даже местным жителям было невозможно.
«Я хотел обратиться к молодежи, которая собралась на Зеленой площади (в Триполи) и остаться с ними на всю ночь, но потом пошел дождь. Это хорошо», — резюмировал Каддафи.
До того в эфире гостелевидения были только кадры, где Каддафи молча машет рукой, время и место съемки также неизвестно.
Незадолго до обращения полковника ливийская военная авиация — боевые самолеты и вертолеты — начали бомбежку столицы Триполи после того, как протестующие попытались захватить город. Первым сообщения о бомбежке со ссылкой на жителей Триполи передал телеканал Al Jazeera. Как рассказал в прямом эфире телеканала житель столицы, назвавшийся Аделем Мохаммедом Салехом, первый авиаудар был нацелен на похоронную процессию, следующие заходы были уже «по всему, что движется». Позднее информацию о налетах подтвердили Reuters послы Ливии в Индии и Малайзии.
Генсек ООН Пан Ги Мун призвал Каддафи немедленно прекратить бомбежки мирных граждан, однако налеты продолжались с периодичностью в двадцать минут, рассказали местные жители Reuters.
По данным телеканала Arabyia, в понедельник только в Триполи погибли как минимум 160 человек. По данным Human Rights Watch, в предыдущие дни по всей Ливии погибли еще 233 человека. Данные по погибшим вечером и ночью, после авианалетов, неизвестны.
В понедельник, после нескольких дней протестов по всей Ливии, антиправительственные настроения достигли ливийской столицы. Попытки окружить дворец Каддафи были отбиты верными диктатору войсками еще утром ценой более 60 человеческих жертв, а устроенный протестующими пожар во Дворце народа, где заседает всеобщий народный конгресс, был потушен.
Накануне с обращением к нации выступал не 68-летний вождь Ливийской революции, а его сын Сейф аль-Ислам Каддафи, считающийся его правой рукой и возможным преемником. Он заявил, что «Ливия — это не Египет», и пригрозил распадом страны на мелкие феодальные княжества, которые, по его мнению, будут постоянно воевать друг с другом. «Вы этого хотите?» — задал Каддафи-младший риторический вопрос телеаудитории.
Большая часть страны фактически не контролируется властями. Власть Каддафи пала в Бенгази, Мисрате, Сирте, Тархуне, Тобруке на востоке страны, а также городах Зувара и Эз-Завия к западу от Триполи.
На востоке, в регионе Киренаика, верными Каддафи остаются лишь две бригады правительственных войск во главе с его сыновьями Хамисом и Саади, которые призваны были сдержать народное восстание в Бенгази. В восточной столице понедельник стал днем ликования, толпа скандировала «Да здравствует Ливия!» и «Ливия едина!». Улицы города патрулировала вооруженная молодежь, раздобывшая автоматы в разграбленных армейских бараках.
Вечером понедельника часть высокопоставленных ливийских военных призвала армию перейти на сторону народа и выдвинуться в сторону Триполи на свержение режима Каддафи. О выдвижении массива войск в сторону столицы сообщений не поступало.
Ливийская элита также раскололась. В понедельник министр юстиции Мустафа Мохамад Абдель Джалиль подал в отставку из-за «чрезмерного использования силы против протестующих». Вслед за послами в Китае, Индии и постпредом Ливии при Лиге арабских государств отказались выполнять указания руководства сотрудники посольства Народной Джамахирии в Стокгольме. Мохаммед Байу, ушедший в отставку с поста пресс-секретаря высшего народного комитета (правительства) страны месяц назад, призвал власти перейти к диалогу с восставшими и разработать новую конституцию.
«Этого не ожидал никто — ни экспертное сообщество, ни США, ни европейцы, — признается эксперт Санкт-Петербургского центра изучения современного Ближнего Востока Гумер Исаев. — В Ливии нет ни миллионной армии безработных, как в Тунисе, ни обездоленной молодежи, живущей на $2 в день, — казалось, режим Каддафи прочно застрахован от повторения революционных событий». «Это оказалось не так. Восстание поддержали крупнейшие племена аль-зувайя и аль-варфалла, чего в архаичном племенном обществе Ливии хватило для того, чтобы армия частично перешла на сторону восставших», — объясняет эксперт.
На стороне протестующих выступила и группа мусульманских богословов, которая объявила «священной обязанностью» всех правоверных выступить против руководства джамахирии.
Власти страны «продемонстрировали самонадеянную безнаказанность, продолжив (…) свои преступления против человечности». «Таким образом они показали свою величайшую неверность путям Аллаха и его возлюбленного пророка», — говорится в заявлении созданной на днях сети свободных улемов. Более 50 проповедников решили объединиться, чтобы совместно требовать освобождения известного богослова Садика аль-Гриани, критиковавшего власти за жестокость в отношении демонстрантов и впоследствии арестованного. Другой богослов, Аль-Кардави, в эфире телеканала «Аль-Джазира» в ночь на вторник обратился к военнослужащим Ливии с призывом убить Каддафи. «Я призываю каждого солдата, каждого человека нажать на курок и застрелить Каддафи, как только появится хоть малейшая возможность», – заявил Аль-Кардави.
После того как выступления охватили важные промышленные и добывающие центры страны, западные и российские кампании приняли решение эвакуировать своих сотрудников из Ливии. В «Газпроме» и РЖД было решено вывозить своих сотрудников, не дожидаясь начала общей эвакуации всех российских граждан.
На крупнейшем государственном нефтяном месторождении «Нафуре» добыча прекращена. По данным Al Jazeera, работники устроили забастовку протеста против действий властей.
Зарубежные нефтедобывающие компании, такие как Wintershall, Statoil, OMV и Shell, имеющие активы в Ливии, объявили об эвакуации своих сотрудников еще утром понедельника. Результатом этого стало сокращение ливийского нефтяного экспорта на 100 тысяч баррелей в день, что составляет более 6% ежедневной добычи. «Европейцы, конечно, поддерживают сейчас демократические устремления ливийцев, но эта ситуация может по ним больно ударить», — считает Исаев.
Первый самолет с эвакуируемыми — это были граждане Австрии — уже вылетел из Триполи. Ранее сообщалось, что воздушное пространство над Ливией было закрыто. Российский самолет планирует вылететь из Триполи в середине вторника.