В среду в Госдуме по последствиям теракта в Домодедово отчитывались глава Следственного комитета Александр Бастрыкин, директор ФСБ Александр Бортников, министр внутренних дел Рашид Нургалиев, генпрокурор Юрий Чайка и министр транспорта Игорь Левитин.
Изначально депутаты хотели провести диалог с силовиками в открытом режиме, однако, как сказал «Газете.Ru» участник заседания, категорически против выступил Бортников. С прессой высокопоставленные чиновники отказались общаться наотрез, сразу после заседания успешно проведя операцию по побегу от журналистов.
Впрочем, ничего секретного силовики парламентариям не сообщили, утверждает депутат Госдумы из комитета по безопасности «эсер» Геннадий Гудков. По его словам, единственной информацией, которая стоила неразглашения, были списки уволенных офицеров ФСБ, некоторые подробности следствия по теракту в Домодедово и информация ФСБ о состоянии террористического подполья в России.
Правда, списки отставников все равно стали известны. ФСБ сама сообщила посредством пресс-релиза, что от занимаемых должностей освобождены
«заместитель начальника управления Т Службы экономической безопасности (СЭБ) полковник Аладин В. Г., начальник подразделения управления Т СЭБ подполковник Свешников А. Н.,
предупрежден о неполном служебном соответствии заместитель руководителя СЭБ начальник управления Т генерал-лейтенант Чернышев С. М., объявлен строгий выговор первому заместителю начальника управления Т СЭБ генерал-майору Тямушкину И. Р.».
В отставку подать никто из глав силовых ведомств не намерен, утверждает Гудков.
Депутат от КПРФ Леонид Калашников рассказал «Газете.Ru», что больше всего затруднений у силовиков вызвали вопросы о профилактике терроризма, который теперь ярко идеологически и религиозно окрашен в цвета радикального ислама. «Для снижения количества участников террористических групп необходимо принимать социальные меры, аналогичные мерам де Голля в борьбе с террористами из Алжира, которые хлынули во Францию в середине прошлого века. Но это меры социальные: снижение безработицы, повышение уровня образованности населения. У силовых ведомств нет влияния на эти решения», — сказал Калашников.
Одним из итогов выступления силовиков должна стать полная ревизия всего антитеррористического законодательства, сказал «Газете.Ru» первый зампредседателя комитета Госдумы по безопасности, единоросс Михаил Гришанков. Председатель комитета Госдумы по безопасности единоросс Владимир Васильев уточнил, что депутаты в ускоренном порядке перерабатывают законодательство в сфере обеспечения безопасности на транспорте. «На правительственном часе прозвучал вопрос о том, когда в последний раз проводилась проверка в аэропорту Домодедово на предмет соответствия требованиям безопасности. И силовики ответили нам, что по действующему закону не имеют права проводить ее чаще, чем раз в три года и только с санкции генпрокурора», — посетовал Васильев на несовершенство законодательства, обещав принять меры по его доработке в самое ближайшее время.
«Бастрыкин выступил за введение всеобщей дактилоскопии граждан. Безусловно, это может сильно помочь работе следствия по терактам, но надо будет еще тщательно проработать вопрос о соответствии введения обязательной дактилоскопии с правами человека», — сказал Гришанков. Впрочем, всеобщую дактилоскопию Бастрыкин предлагал еще задолго до теракта, ранее эта идея поддержки не находила.
Глава МВД Рашид Нургалиев, по словам Гришанкова, предложил принять закон о формировании гражданских добровольных дружин для помощи правоохранительным органам в выявлении возможных террористов. Нургалиев сказал депутатам, что такой законопроект давно был бы готов и принят, если бы не встретил противодействие в самом правительстве.
Любопытным оказался ответ руководителя одной из спецслужб на вопрос о количестве сотрудников в антитеррористическом отделе по отношению к количеству в отделе по борьбе с экстремизмом.
Выяснилось, что борьбой с терактами и с ростом экстремистских настроений занято примерно равное количество людей, однако у тех, кто борется с экстремизмом, показатели явно лучше, отметил Калашников.
Самый неожиданный вывод о контртеррористической борьбе сделал председатель Госдумы Борис Грызлов. По итогам правительственного часа он заявил, что нужно ужесточить борьбу с ложными сигналами о терроризме. Законопроект, предполагающий ужесточение наказания за заведомо ложный сигнал о готовящемся теракте, внес на прошлой неделе депутат Роберт Шлегель. Инициатива товарища по партии получила у Грызлова высокую оценку. Председатель Госдумы считает, что рассмотреть его необходимо как можно скорее. Сроки принятия законов о борьбе с терроризмом реальным Грызлов уточнять не стал.