Мирные протесты в центре египетской столицы окончательно переросли в масштабные столкновения сторонников и противников президента Хосни Мубарака. За минувшие сутки в многочасовом побоище, в котором принимали участие тысячи человек, погибли 13 человек, еще 1200 были ранены.
Обе стороны готовы идти ва-банк. Стянутые в Каир армейские подразделения фактически отказались от объявленного нейтралитета, явно заняв сторону президента. В стане оппозиции, в течение недели беспрепятственно митинговавшей в центре столицы, а сейчас теснимой со всех сторон вооруженными проправительственными активистами, растет убеждение, что любые уступки сейчас будут означать окончательный провал выступления против режима Мубарака.
Несколько сот сторонников президента накануне перегородили колючей проволокой улицу и эстакаду Аль-Галаа, отрезающие подходы к площади Тахрир с севера.
Оппозиция объявила эту пятницу «Днем проводов» президента, рассчитывая вывести на улицы крупнейших городов еще больше своих сторонников и таким образом вновь перехватить инициативу.
Премьер-министр Ахмед Шафик, извинившийся накануне за кровопролитие в Каире, ставшее возможным из-за невмешательства армии, объявил, что министерство внутренних дел получило приказ не препятствовать мирным демонстрациям. Однако полиции и так не было видно на улицах Каира все последние дни. Распространяется ли это распоряжение на силовое крыло президентской Национально-демократической партии, чьи активисты, известные как «балтагея» («головорезы»), являются настоящими хозяевами столичных улиц, пока неясно. Шафик опроверг какую-либо причастность официальных властей к подстрекательству антиоппозиционных сил. При этом государственное телевидение навязчиво повторяет, что на площади Тахрир против Мубарака остались протестовать только «агенты иностранных спецслужб», разжигая националистические настроения.
Полиция также начала превентивно задерживать возможных лидеров массовых протестов. Семеро инициаторов пятничной акции, объединившиеся в группу «Революционная молодежь», были арестованы в ходе полицейского рейда после встречи с лидером умеренной оппозиции Мохаммедом аль-Барадеи в южном пригороде Каира Гизе. Их судьба остается неизвестной. Также схвачены двое представителей международной правозащитной организации «Международная амнистия» вместе с 30 египетскими правозащитниками.
Другой мишенью правительственных сил стали иностранные журналисты, многие из которых были арестованы или избиты. Жертвами насилия стали репортеры из России, Бразилии, Великобритании, Польши, США, Франции и ряда других стран. Журналист шведского телеканала SVT Берт Сундстрем получил тяжелые ножевые ранения. Мировое сообщество осудило нападения на представителей прессы, а «Репортеры без границ» потребовали от ООН введения против Египта санкций, но пока официальные власти от каких-то гарантий представителям СМИ воздерживаются, ссылаясь на хаос, царящий в столице.
В интервью, данном накануне корреспонденту телеканала ABC News Кристиан Аманпур, Мубарак заявил, что «уже пресытился своим президентством, готов был бы покинуть пост сейчас, но беспокоится из-за того, что страна погрузится в хаос».
Говоря о массовых столкновениях в центре Каира в четверг, президент заметил, что был «очень несчастлив»: «Я не хочу видеть, как египтяне сражаются друг с другом». В то же время Мубарак жестко отмел возможность того, что массовые акции протеста оппозиции вынудят его уйти в отставку: «Меня не беспокоит, что люди говорят обо мне. Сейчас я беспокоюсь о своей стране, о Египте».
«Я никогда не сбегу и умру на этой земле», — ответил он на вопрос о возможной эмиграции. В присутствии своего сына Гамаля, который раньше считался его наиболее вероятным преемником, Мубарак заметил, что ни он сам, ни его отпрыск в сентябрьских президентских выборах участвовать не будут.
На прямой вопрос, не чувствует ли он себя преданным США, в течение последних 30 лет поддерживавшими его режим, а сейчас требующими немедленных уступок оппозиционерам, Мубарак не ответил. «Вы не понимаете египетской культуры и того, что произойдет, если я подам в отставку», — заметил он.
Несмотря на заявления египетского президента, Вашингтон активизировал переговоры с Каиром насчет скорейшей отставки Мубарака, свидетельствуют источники газеты The New York Times.
Источники в администрации Барака Обамы утверждают, что в Белом доме рассматривают немедленный уход Мубарака с поста как один из самых удобных вариантов стабилизации обстановки в Египте. В этом случае во главе страны встанет вице-президент Омар Сулейман, фактически разделив власть с верхушкой египетской армии, главой генштаба генерал-лейтенантом Сами Ананом и министром обороны генерал-фельдмаршалом Мохаммедом Тантауи.
Они должны будут обеспечить включение в политический процесс на партнерских началах деятелей нынешней непримиримой оппозиции, в том числе исламистов из движения «Братья-мусульмане» (организация запрещена в России), и подготовить проведение демократических президентских выборов в сентябре. На необходимость демократизации Вашингтон упирает и в публичной дипломатии. Вице-президент США Джозеф Байден накануне разговаривал с Сулейманом и повторил требование США начать «заслуживающие доверия всеобщие переговоры».
Технически этот вариант будет осуществить сложно: согласно египетской Конституции, в случае отставки президента его обязанности исполняет спикер парламента, а не вице-президент, на что многозначительно указывают собеседники газеты в Каире. При этом, отмечают источники уже в администрации США, нет никаких свидетельств того, что окружение Мубарака, в частности Сулейман или армейская верхушка, могут оставить своего президента.