Совет федерации практически единогласно одобрил в среду закон «О полиции», ранее принятый в трех чтениях Госдумой. Представлял законопроект на голосование верхней палаты парламента сенатор от Удмуртии Александр Чекалин (в прошлом замглавы МВД). На заседании присутствовали также глава МВД Рашид Нургалиев и его заместитель Сергей Булавин.
Вопросов по реформе у верхней палаты парламента было немного. Многие отмечали поспешность, с которой законопроект принимается, а также говорили о несовершенстве механизмов общественного контроля, так как титульной задачей реформы ставится «закрепление доминирования общества над полицией».
Сенатор Людмила Нарусова отметила, что в реформе МВД присутствует «магия того, что закон исходит от президента, и действует она так, что в принятии возникла поспешность». В результате этой поспешности, по мнению Нарусовой, право граждан на контроль деятельности полиции осталось в большей степени декларативным, так как порядок формирования общественных советов при МВД, через которые предполагается контролировать полицию, не прописан. Более того, формироваться они будут при участии МВД. «Сама садик я садила, сама буду поливать», — ехидно отметила Нарусова.
Данная точка зрения нашла поддержку у сенатора от Санкт-Петербурга Виктора Евтухова, который отметил, что при разработке законопроекта утверждалось, что будут созданы новые инструменты взаимодействия полиции и общества, однако в результате они остаются прежними, так как и отчетность руководителей МВД перед парламентом, и общественные советы в регионах уже существуют не первый год.
Отвечая на данные вопросы, министр Рашид Нургалиев красноречиво обещал парламентариям, что общественные советы при органах полиции будут действительно независимыми, впрочем, ничем свои слова не подкрепив.
Александр Чекалин также пояснил, что эффективность работы полиции будет оцениваться по специальным количественным и качественным показателям, которые будут озвучены позже в отдельных нормативных актах. Среди прочих показателей будут и такие, как количество уволенных полицейских, количество привлеченных к ответственности, количество жалоб на полицию и представлений в связи с ними в прокуратуру.
Беспокойство сенатора Федорова вызвала новая форма полицейских, на что Нургалиев ответил, что ее начали разрабатывать еще два года назад (то есть задолго до начала обсуждения законопроекта).
В результате законопроект поддержали 134 сенатора. Против не выступил никто, трое воздержались от голосования. Теперь для вступления в силу закона «О полиции» и начала масштабной реформы его осталось подписать президенту Дмитрию Медведеву.