Российский МИД осудил решение Совета ЕС ввести санкции против Белоруссии, которое было принято в понедельник. Официальный представитель ведомства Александр Лукашевич напомнил, что последовательная позиция Москвы заключается в необходимости вовлечения Белоруссии в процессы международного сотрудничества.
«В этом стратегическом контексте применение против Белоруссии по политическим мотивам односторонних санкций в расчете на подрыв социально-экономической стабильности в стране будет иметь контрпродуктивный характер», — говорится в комментарии Лукашевича.
«Налаживание и развитие взаимовыгодных и равноправных связей с Белоруссией способствовало бы углублению там рыночных преобразований и дальнейшему становлению демократических институтов», — заявил представитель МИДа. При этом Лукашевич признал, что каждая страна сама дает оценку событиям, произошедшим в Минске 19 декабря 2010 года и позднее. «У нас тоже есть свое мнение на сей счет, которое мы не скрывали как в двусторонних контактах с Минском, так и в Совете Европы при принятии соответствующих решений», — напомнил он.
Так, Парламентская ассамблея Совета Европы, в который входит и Россия, на прошлой неделе приняла постановление, в котором отмечается регресс того, что происходит в Белоруссии. Участие представителей Минска в ПАСЕ приостановлено еще с середины 90-х годов, а сейчас призвано ни в коем случае не отменять это решение. При этом ассамблея выразила сожаления в связи с санкциями, которые были предприняты рядом стран, в частности Польшей, в адрес белорусского руководства. «ПАСЕ убеждена, что любые санкции в ограничении контактов и во взаимодействии с лицами, ответственными за имевшие место события, включая самых высокопоставленных руководителей страны, не должны вести к дальнейшей изоляции белорусского народа», — говорится в резолюции. Поэтому ПАСЕ предлагает обдумать вопрос об облегчении визового режима.
Совет ЕС на уровне министров иностранных дел в понедельник вечером принял решение о введении санкций против белорусского руководства. Президенту Александру Лукашенко, его двум взрослым сыновьям, Виктору и Дмитрию, и еще и 155 высокопоставленным белорусским чиновникам запрещен въезд в Евросоюз. В «черный список» также вошли министр обороны Белоруссии Юрий Жадобин, глава КГБ Вадим Зайцев и другие члены руководства этой страны. Исключения были сделаны только для министра иностранных дел Сергея Мартынова и первого вице-премьера Владимира Семашко.
Полностью список опубликован официальным изданием Еврокомиссии. Кроме чиновников в нем оказались также глава белорусского ОМОН Игорь Евсеев, глава минской милиции Леонид Фармагей, практически все судьи столицы, принимавшие решения о наказаниях в адрес демонстрантов, журналисты государственного телевидения, которые, по мнению ЕС, тенденциозно освещали события в ночь после выборов, руководство телевидения, главные редакторы и их замы газет «Советская Беларусь», «Республика», агентства «Белта», ректор Белорусского государственного университета Сергей Абламейко. Последний, очевидно, понес наказание за массовое отчисление студентов, принимавших участие в оппозиционных акциях.
ЕС решил не прерывать отношения с Минском полностью, а оставить возможность для переговоров. Кроме того, министры одобрили также заморозку банковских счетов чиновников в банках стран Шенгенского соглашения — в случае если они у них есть.
Вслед за ЕС санкции в отношении белорусского государства ввел и Вашингтон.
США расширяют число должностных лиц Белоруссии, которым запрещается въезд в страну. Также принято решение о замораживании их банковских счетов. Кроме этого отзывается разрешение на сделку с крупнейшей белорусской нефтехимической компанией «Белнефтехим», говорится в заявлении госдепартамента США.
В ответ на введение санкций Минск пообещал принять «пропорциональные и адекватные меры». «Решения Совета ЕС вынуждают Белоруссию пойти на пропорциональные и адекватные по содержанию меры, которые будут направлены на укрепление суверенитета Белоруссии, сохранение стабильности и консолидации белорусского общества», — заявил накануне пресс-секретарь МИД Белоруссии Андрей Савиных. «Это решение строится на откровенном замалчивании инициативных агрессивных действий и насилия со стороны демонстрантов, выразившихся в попытке захвата здания правительства и парламента Белоруссии 19 декабря», — добавил он. «Неприкрытое стремление оправдать опасные для общества нарушения частью оппозиционных сил закона на деле воспринимается как поощрение извне беззакония и экстремизма», — считает Савиных. Две недели назад, когда введение санкций уже обсуждалось, Лукашенко говорил о возможности ответных санкций против ЕС. «Поручение правительству одно: в случае если кто-либо попытается ввести против страны экономические или иные санкции, мы должны немедленно отреагировать, подготовить ответные меры, вплоть до самых жестких... Ни под кого прогибаться мы не намерены, и наклонять нас никому не позволено», — заявлял он.