В поселке Северный Хасавюртовского района Дагестана в четверг объявлен режим контртеррористической операции (КТО): спецслужбы заблокировали в частном доме группу членов незаконных вооруженных бандформирований.
О начале операции сообщили в Национальном антитеррористическом комитете: «Во время переговорного процесса боевики отказались сложить оружие и сдаться без боя. В настоящее время идет активная фаза операции».
Силовики убили 32-летнего Адама Гусейнова, так называемого заместителя амира Дагестана, считающегося вторым человеком в иерархии дагестанского бандподполья, и его гражданскую жену, вооруженную автоматом, сообщили «Интерфаксу» в оперативном штабе НАК России по Дагестану. Боевик также известен как командующий «Северным фронтом вилайята Дагестан и имарата Кавказ».
Гусейнов начал активную деятельность еще в 2003 году, по данным спецслужб, он прошел подготовку в лагерях боевиков на территории Чеченской республики (в том числе в лагере по подготовке террористов-самоубийц). До 2007 года входил в банды различных полевых командиров. В 2004 году был объявлен в федеральный розыск.
В 2008 году Гусейнов перешел на территорию Дагестана и участвовал поочередно в бандах Асхаба Бидаева (убит в 2008 году) и Магомеда Умалатова («Аль-Бара», так называемый амир Дагестана, убит 31 декабря 2009 года).
После назначения так называемым амиром Дагестана Исрапила Валиджанова Гусейнов стал его ближайшим помощником, так называемым командующим «Северным фронтом вилайята Дагестан и имарата Кавказ». «Он руководил группами боевиков в Хасавюртовском, Новолакском и Казбековском районах», — сообщил собеседник «Интерфакса».
Правоохранительные органы обвиняют Гусейнова в организации покушений на сотрудников правоохранительных органов, покушении на главу муниципального образования Хасавюртовский район Джамбулата Салавова, поджогов и подрывов торговых точек и мест общепита, в том числе последних, совершенных в Хасавюрте.
Гусейнов может быть причастен и к организации теракта в Москве, так как, по одной из версий, подрыв в Домодедово организовывал командир Гусейнова Валиджанов.
В четверг президент Ингушетии Юнус-Бек Евкуров первым из официальных лиц предположил, что подрыв в Москве мог быть осуществлен сподручными Доку Умарова. «Эти лидеры подполья Северного Кавказа ответственны как Доку Умаров», — цитирует Reuters высказывание главы Ингушетии, общавшегося с журналистами в столице республики Магасе. В разговоре с «Газетой.Ru» Евкуров уточнил: «Мне задали вопрос, что я думаю об организаторах теракта, и я ответил, что день-два расследования еще покажут, но по почерку, по всем признакам — это лидеры северокавказского подполья. Это видно по тому, что был смертник, по всем действиям, по тому, как взрывы были организованы».
Спецоперации в Хасавюрте предшествовал взрыв у кафе «Караван» на въезде в город, на 739-м км трассы «Кавказ». На парковке у кафе взорвался серебристый автомобиль «Лада Приора» с госномером Е865ОМ05. От «Приоры» остался только обгорелый каркас и воронка диаметром 110 см и глубиной 60 см. Здание кафе было разрушено, несколько автомобилей повреждены. Следователи потом сообщили, что мощность взрыва составила 30 кг в тротиловом эквиваленте. Для сравнения, взрыв в Домодедово был как минимум в 6 раз менее мощным.
В МВД Дагестана уверены, что автомобиль был угнан специально для теракта. Он находился в розыске с 17 января. 16 января в милицию обратился занимавшийся частным извозом водитель, который сообщил, что вечером остановился на трассе Хасавюрт — Бабаюрт, чтобы подвезти двух мужчин. А они, угрожая оружием, приказали водителю выйти из машины и уехали на ней.
От взрыва у кафе «Караван» на месте погибли 4 человека, пострадали еще 6. Все погибшие были сотрудниками кафе. Их имена не раскрываются, МВД сообщило только, что среди них одна женщина 1955 года рождения из села Тотурбийкала Хасавюртовского района, две женщины 1960 и 1963 года рождения и мужчина 1955 года рождения. Все трое из села Эндирей Хасавюртовского района. Пострадали посетители кафе. Сначала их всех госпитализировали в Центральную районную больницу Хасавюрта, затем троих отпустили домой. «Состояние двух больных не вызывает опасения, они находятся в травматологическом отделении. Другой больной, который находится в данный момент на операционном столе, крайне тяжелый. Прогноз мы дать не можем», — цитирует телекомпания НТВ главврача больницы Заура Ханакаева.
Взрыв официально признан терактом. Помимо этой статьи Уголовного кодекса были возбуждены дела по статьям «Убийство» (ст. 105), «Покушение на преступление» (ст. 30), «Умышленное уничтожение или повреждение имущества» (ст. 167), «Незаконное приобретение, хранение оружия» (ст. 222).