В интервью «Российской газете», которое будет опубликовано в четверг, выдержки из которого передает «Интерфакс», глава администрации Нарышкин рассказал, что комиссии будут рассматривать «поступившие жалобы на недостоверность предоставленных сведений об имущественном положении депутатов и сенаторов». Сведения о доходах парламентариев будут предоставляться не позднее 1 апреля «на тех же основаниях, как это предусмотрено антикоррупционным законодательством для госслужащих», напомнил чиновник.
Заявление Нарышкина появилось менее чем через месяц после того, как в Кремле и Госдуме официально отказались проверять декларации нескольких депутатов, которые показались членам партии «Яблоко» подозрительными и неполными.
В конце сентября «Яблоко» совместно с Transparency International направили в администрацию президента и аппарат правительства России запрос о проверке деклараций спикера Госдумы единоросса Бориса Грызлова и депутатов от КПРФ и ЛДПР Сергея Левченко и Ашота Егиазаряна. Позже они добавили в список депутатов Андрея Скоча, Николая Гончара и Андрея Исаева. Копии запроса были направлены также в думскую комиссию по депутатской этике и в Генпрокуратуру.
«Яблочники» обнаружили необъяснимые, по их мнению, пополнения в имуществе некоторых парламентариев. Так, в свежей декларации Гончара они нашли ранее не упоминавшийся им в декларации дом, а у Исаева квартиру. Депутата от ЛДПР Ашота Егиазаряна они заподозрили в утаивании зарубежной недвижимости, а спикера Госдумы Бориса Грызлова, что он не упомянул в опубликованных данных доходы своей жены.
В середине ноября «Яблоко» получило ответ от Сергея Нарышкина. Глава администрации президента отказался инициировать проверку деклараций депутатов.
Из ответа Нарышкина, адресованного лидеру «Яблока» Сергею Митрохину, следовало, что депутаты не подпадают под действие президентского указа, регламентирующего порядок проведения проверок деклараций чиновников. «В соответствии с указом № 1066 должность депутата не входит в перечень госдолжностей, на которые распространяется действие Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение госдолжностей РФ, и лицами, замещающими госдолжности», ― написал Нарышкин. В связи с этим управление президента по вопросам госслужбы и кадров не может проверять декларации депутатов, резюмировалось в документе.
Аналогичные ответы Митрохин получил и от других адресатов.
Председатель комитета Совета федерации по регламенту Николай Тулаев считает, что идея Нарышкина «логична», к тому же, напоминает сенатор, она вытекает из президентских указов. Он рассчитывает, что комиссии могут быть созданы в палатах после того, как будут приняты поправки в закон «О статусе члена Совета федерации и депутата Госдумы», которые вводят для парламентариев обязанность ежегодно декларировать свои доходы. Соответствующий законопроект Тулаев и его коллеги внесли на прошлой неделе в Госдуму. Сенатор полагает, что, после того как комиссия будет создана, коллизия будет устранена.
«До этого не было оснований для проверки. Нужно принять закон», — уверяет он.
Тулаев рассчитывает, что комиссии будут проверять декларации, взаимодействуя с компетентными органами, например налоговой службой. При этом найденные нарушения не всегда будут караться по всей строгости: недостоверные сведения не подпадают под уголовную ответственность. «Если человек забыл указать законный автомобиль — что его, сажать за это?» — оправдывает коллег Тулаев.
По его словам, степень наказания в данном случае будет зависеть от масштаба совершенной ошибки. «Воздействие может быть политическим и этическим», — уточняет он. Правда добавляет, что в особо тяжелых случаях парламентария можно и «уволить». В случае с сенатором наказанием может быть досрочное прекращение полномочий, а с депутатом – не включение в списки на следующий созыв.
Сергей Митрохин уверен, что слова Нарышкина стали ответом на «бурную деятельность» партии. «Возникла абсурдная ситуация: оказывается, депутатов никто не может проверить. Но зачем тогда обязывать их публиковать декларации? Видимо, до них дошло, что это абсурд», — рассуждает Митрохин.