Публикация утечек из американского госдепа продолжается. Сам сайт Wikileaks новых документов пока не предоставил — за него это делают партнеры. Если мир обсуждает оценки перспектив Северной Кореи, сделанные Сеулом и Вашингтоном, и возможный отказ Китая от поддержки режима Ким Чен Ира, в России больший интерес вызвали документы из посольства США в Тбилиси, рассказывающие о начале российско-грузинской войны 2008 года.
Документы госдепа, посвященные августовской войне 2008 года, дают аргументы и тем, кто считает, что Грузия первой напала на Южную Осетию, и тем, кто называет агрессором Россию. Тбилиси начал переброску войск в зону конфликта за два дня до вмешательства Москвы, о чем было известно Вашингтону. Однако до самого начала войны в Тбилиси рассчитывали на переговоры с Москвой.
В депеше в госдеп от 8 августа 2008 года посол США в Грузии Джон Тефт сообщает, что вооруженные стычки на грузинско-югоосетинской границе переросли в боевые действия уже к вечеру 6 августа и продолжились на следующий день. По данным Тефта, 6 августа в 18.00 начались перестрелки у грузинских сел Авневи и Нули, продолжившиеся до 21.00. В то же время прогремели взрывы к северо-востоку от Цхинвали, в районе югоосетинских сел Дмениси и Сарабуки. На следующий день в 6.00 началась перестрелка «к юго-востоку от Цхинвали, вокруг Эревнети» (вероятно, Эредви — «Газета.Ru»).
«В 16.00 (7 августа) заместитель министра иностранных дел Грузии Григорий Вашадзе позвонил послу и сообщил о полномасштабном югоосетинском нападении, направленном на грузинское село, в ходе которого погиб один грузинский миротворец и еще несколько были ранены», — говорится в депеше из американского посольства. Примерно тогда же на связь с посольством вышел глава минобороны Грузии Бату Кутелия, который заявил, что грузинские войска переведены в режим повышенной боеготовности, но не будут отвечать на события предыдущей среды. Тем не менее, ссылается посол на своего военного атташе, в ходе показательных учений грузинских вооруженных сил, которые он наблюдал в тот же день, бросалось в глаза явное отсутствие персонала 4-й бригады. (4-я пехотная бригада грузинских ВС в то время перебрасывалась в приграничный Гори — «Газета.Ru»). Источники посольства также утверждали, что 30 автобусов с вооруженными солдатами отбыли из Тбилиси в сторону зоны конфликта. При этом множество офицеров грузинской армии так и не были отозваны из отпуска, а из политического руководства в отпуске пребывала министр иностранных дел Эка Ткешелашвили.
Как свидетельствует посол, возобновление перестрелки 7 августа было «нетипичным, поскольку подобные инциденты завершаются с наступлением темноты». «Исходя из свидетельств, имеющихся у нас, видимо, югоосетины начали сегодняшнюю перестрелку. Грузины реагируют сейчас, перебрасывая больше войск и обдумывая свой следующий шаг. Неясно ни грузинам, ни нам, какова точка зрения на ситуацию России и будет ли она поддерживать югоосетин или активно постарается помочь вернуть контроль над ситуацией», — сообщал Тефт на родину.
«7 августа в 19.25 (министр реинтеграции Грузии Темур) Якобашвили вернулся из зоны конфликта и сообщил послу, что югоосетины продолжают обстреливать грузинские села, несмотря на объявление о прекращении огня. Якобашвили заявил, что вместе с генералом (Маратом) Кулахметовым, главой российских миротворцев в Цхинвали, ждал какое-то время, что югоосетины появятся. Кулахметов попытался дозвониться до (Бориса) Чочиева (представителя Южной Осетии в составе смешанной контрольной комиссии — «Газета.Ru») и других югоосетин, чтобы свести их с Якобашвили, но они не ответили. Кулахметов сказал, что «ничего не контролирует» и что югоосетины «стреляют в грузин из-за его спины». Якобашвили сказал, что россияне изначально согласились провести двусторонние встречи с осетинами и грузинами не в формате СКК», — указывает Тефт в другом послании, ушедшем в госдеп уже в самый разгар вооруженного конфликта с Россией.
По информации посла, Чочиев отказался от переговоров по настоянию президента Южной Осетии Эдуарда Кокойты, а затем российская сторона передумала насчет переговоров вне формата смешанной контрольной комиссии, которую в Тбилиси считали корнем всех бед. До 22.30 грузинские МИД и минобороны рассчитывали на сохранения режима прекращения огня, но час спустя начали массированную атаку на Цхивнали.
«Грузинское наступление на Цхинвали началось в 23.35 7 августа, несмотря на объявленное в 19.00 прекращение огня. Артиллерийский обстрел усилился к 23.45, когда грузины, скорее всего, начали использовать крупнокалиберные артиллерийские орудия и «Грады», залпы которых повторялись каждые 15—20 секунд. Югоосетины открыли ответный огонь. По подсчетам наблюдателей, к 00.35 не менее 100 зарядов разорвались в Цхинвали, часть которых повредили здание ОБСЕ», — отчитывался посол. По его данным, в 01.45 перестрелка прекратилась, в 04.15 возобновилась, а с 06.15 8 августа усилилась.
В российской прессе оценки этих депеш диаметрально противоположны. Если журнал «Русский репортер», впервые обнародовавший их, и окологосударственные СМИ делают вывод, что США знали заранее о готовящемся нападении Грузии на Южную Осетию, то часть новостных агентств, например «Росбалт», и либеральные издания полагают, что непосредственную искру конфликта дала югоосетинская провокация еще 6 августа.
Главной международной сенсацией вторника стали утечки, опубликованные на страницах The Guardian. Из отчетов сеульского и пекинского посольств США следует, что Вашингтон и его союзники ждут смерти Ким Чен Ира и последующей смены северокорейского режима. В Сеуле считают вполне обоснованным, что после смерти Ким Чен Ира коммунистический режим падет, а КНДР развалится. Замглавы южнокорейского МИДа Чхун Юн Ву в феврале 2010 года заявил американскому послу в Сеуле, что развала Северной Кореи после смерти ее вождя придется ждать недолго — всего «пару лет», так как страна «уже развалилась экономически». По словам южнокорейского дипломата, информация о том, что китайские компании готовятся влить в экономику КНДР $10 млрд, не соответствуют действительности.
У Китая «нет желания» сдавать Северную Корею, считает южнокорейский дипломат, но Пекин начал постепенный пересмотр отношений с соседом.
Из слов Чхун Юн Ву можно сделать вывод, что этот процесс будет постепенным, поскольку пока что никаких кадровых изменений на северокорейском направлении в китайском МИДе не сделано. Глава китайской делегации на шестисторонних переговорах по денуклеаризации Корейского полуострова У Давэй, которого, со слов южнокорейского дипломата, называют «самым некомпетентным чиновником в Китае», остается на своем посту.
У Давэй получил от собеседников более резкое определение — «грубый, фонтанирующий Марксом бывший «красный гвардеец», который «ничего не знает о Северной Корее, нераспространении и с которым трудно общаться, поскольку он не говорит на английском языке». «К тому же он националист-ястреб, громко провозглашающий каждому, кто захочет это услышать, что экономический рост Китая — это возвращение к нормальному состоянию Китая как супердержавы», — цитирует американский посол характеристику У Давэя.
Один из китайских руководителей, чье имя вымарано из депеши, считает, что объединением Корейского полуострова должна заняться Южная Корея.
В Пекине, информирует американский посол, готовы «столкнуться с новой реальностью», поскольку после проведения Северной Кореей в 2006 году ядерного испытания часть руководства Китая более не видит необходимости в соседнем коммунистическом режиме как буферном государстве. Собеседник Чхун Юн Ву не исключил, что в случае коллапса КНДР и южнокорейского вторжения Китай даже не будет вмешиваться. Единственное, чего бы Пекин не приветствовал, так это вмешательства США и уж точно американских войск, которые были бы размещены севернее 38-й параллели, служащей условной демаркационной линией между двумя корейскими государствами. Высокий китайский чиновник, однако, не против, чтобы Южная Корея и после получения контроля над всем полуостровом оставалась союзником США.
То, что Китай отдает приоритет отношениям с США и Южной Кореей, с которыми тесно связан экономически, подтверждает и другая депеша, сообщающая о встрече замминистра иностранных дел Китая Хэ Яфэя с американскими дипломатами. Он заметил, что Северная Корея стала «испорченным ребенком».
Публикация компромата Wikileaks стала причиной того, что шефы мировой дипломатии грозят основателю сайта Джулиану Ассанджу всеми возможными карами. В то же время Эквадор предлагает ему политическое убежище.
Об этом накануне заявил МИД латиноамериканской страны. «Мы готовы предоставить ему возможность проживания в нашей стране, не выдвигая требований и не ставя при этом никаких условий», — цитирует замминистра иностранных дел Эквадора газета The Washington Post. Приглашение от президента Рафаэля Корреа, левака-популиста, недавно пережившего попытку государственного переворота, последовало несмотря на то, что Wikileaks пообещал опубликовать более 1,5 тыс. документов из американского диппредставительства в республике.