На следующий день после того, как три парламентских партии — КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия» — предложили президенту России подумать о сокращении региональных списков на выборах Государственной думы, в нижнюю палату парламента был внесен соответствующий законопроект. Автором законодательной инициативы выступил депутат от «Единой России» Александр Москалец.
Группа ― это часть партийного списка кандидатов на федеральных выборах, привязанная к определенной территории и численности населения. Минимальное количество таких групп ограничено законом, сейчас их 80. Москалец предложил снизить это число до 70.
Этот порог выше, чем предлагали лидеры других партий. На встрече с Медведевым 24 ноября «эсеры» выступали за сокращение числа региональных групп до 60, коммунисты — до 40, а представители ЛДПР выступили с радикальным предложением сократить количество групп до восьми — по числу федеральных округов.
Партийцы объяснили необходимость изменения законодательства тем, что сейчас существуют около 20 субъектов федерации, заведомо не имеющих шансов получить своих депутатов в парламенте из-за крайне малого числа избирателей.
Какой-либо реакции Дмитрия Медведева на свои инициативы авторы не добились, говорит руководитель фракции «Справедливая Россия» в Госдуме Николай Левичев. Принимавший участие во встрече первый замглавы президентской администрации Владислав Сурков возразил на предложение оппозиции, что при использовании мажоритарной системы тоже были регионы, у которых не оказывалось своего представителя в Думе, пересказывает диалог Левичев.
Единороссы, сидя у президента в гостях, к идее также отнеслись как будто равнодушно. «Мы не поднимали этот вопрос, ― рассказал после встречи «Газете.Ru» и. о. секретаря президиума генсовета «Единой России» Сергей Неверов. ― Его ставили другие партии». ЕР сокращение количества избирательных округов не нужно, сказал он: партия власти достаточно многочисленна, чтобы работать с нынешними 80 группами.
Однако законопроект внес именно статусный единоросс, первый зампред комитета по госстроительству Москалец. Сам Москалец в пятницу был недоступен для комментариев.
Источник в партии объяснил внезапный маневр «вниманием к оппозиции»: «Если мы видим проблему, то почему бы ее первыми не решить, — сказал собеседник «Газеты.Ru». — Если оппозиция хочет снизить количество списков, то почему бы и нет». «Это не значит, что мы должны реагировать на каждый чих оппозиции, но инициативы, которые не противоречат нашим интересам, можно поддержать», — добавил источник.
Парламентарии на перехват инициативы не в обиде. «Это уже становится традицией: те моменты, которые отстаивает оппозиция и которые находят какой-то отклик, судя по выражению лица или высказыванию президента, потом вносятся», — говорит Левичев. «Главное, чтобы вопрос решался, а кем будет вноситься проект — какая разница», — соглашается юрист КПРФ Вадим Соловьев.
Правда, само предложение единороссов — это «полумера» и не решает проблему, говорит Соловьев. «Я не считаю, что это принципиально, хотя у нас забюрократизированное законодательство и условия про количество партгрупп не обоснованы», — пожаловался депутат от ЛДПР Сергей Иванов. Минус десять групп немного смягчают ситуацию, поправляет Левичев.