Октябрьский районный суд Самары 20 октября 2010 года признал самарца Артема Гниломедова виновным в совершении уголовного преступления по ст. 282, часть 1 (действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично или с использованием средств массовой информации).
Самарец создал в социальной сети «ВКонтакте» группу «Я русский, и мне надоели черные в России!», в описании которой также указал: «Я хочу жить в России без черных ублюдков!!!!! Россия для русских, Самара для волжан».
Судья Валентина Лапшина сообщила «Газете.Ru», что Гниломедов еще на стадии предварительного следствия полностью признал свою вину и попросил о рассмотрении дела в особом порядке. Он приговорен к одному году лишения свободы условно, судебное решение не обжаловал, оно вступило в законную силу. Заместитель прокурора Октябрьского района Самары Денис Лазарев подтвердил, что прокуратура полностью поддержала в суде квалификацию обвинения по ч. 1 ст. 282.
При этом однозначно сказать, что теперь социальные сети судебным решением приравнены к СМИ, нельзя, поскольку статья предусматривает совершение деяния любым публичным способом, а не только «с использованием средств массовой информации», отметил прокурор.
Николай Гаврилов, президент Самарского центра права, отметил, что «у российского интернета и социальных сетей уже есть долгая история, но нет формализованной правоприменительной практики». «Все они (решения судов, связанные с функционированием интернета) должны быть подробно разобраны, возможно с участием общественности, экспертов, систематизированы и по возможности снабжены разъяснениями Верховного суда. В таком случае ситуация будет более прозрачной и понятной. И самим правоприменителям в том числе», — считает эксперт.