В понедельник президент России Дмитрий Медведев отреагировал на зверское избиение журналиста «Коммерсанта» Олега Кашина, который остается в реанимации после нападения неизвестных в ночь с пятницы на субботу. Глава государства приехал на встречу с сотрудниками редакции «Российской газеты». На ней главный редактор Владислав Фронин попросил Медведева высказать свое мнение по поводу случившегося.
«Силы эти должны быть установлены. Кто бы ни был причастен к этому преступлению, он будет наказан, независимо от его положения, от его места в общественной системе координат, независимо от других его заслуг, если таковые есть. Если же это какие-то общеуголовные мотивы, то они тоже должны быть доказаны со всей очевидностью следствием по этому делу», — строго-настрого наказал российский лидер.
«Следствие идёт, я сегодня разговаривал с министром внутренних дел: они собирают доказательства, занимаются выемкой возможных существующих доказательств, что называется, находящихся вокруг. В общем, что бы там ни считали (я посмотрел уже сегодня публикации, что не найдут никого), — найдут, у меня нет никаких сомнений. Такие преступления раскрываются», — заверил он журналистов.
По его мнению, речь не идет о рядовом общеуголовном преступлении. «Судя по почерку — обычно так кошельки не воруют. Это показывает, что уровень преступности в нашей стране еще очень высок и, во-вторых, что существуют силы, которые считают, что при помощи таких методов можно заткнуть рот кому угодно — журналисту, политику — и что для решения собственных задач все средства хороши», — констатировал Медведев.
Президент предположил, что журналисты в силу общественной значимости их работы нуждаются в защите государства сильнее, чем представители других профессий.
«Государство должно самым внимательным образом следить за трудом журналистов, принимать необходимые решения в случае посягательств на здоровье, на жизнь журналистов в большей степени, чем это касается других случаев, в силу общественной значимости труда журналистов», — заявил глава государства.
На встрече Медведев сослался на комментарии, которые ему писали в его Twitter. «Там говорят, что вы (президент) не реагируете на другие преступления, каждый день в стране происходят преступления, и не только в России, и очень тяжелые, но президент реагирует почему-то только на одно из них и делает это адресно, — рассказал президент. — Я сделал это намеренно, потому что журналисты — люди, которые находятся в зоне повышенного риска».
Медведев отметил, что «задача журналистов — рассказывать правду о людях, событиях в стране и делать это профессионально и честно». «Поэтому деятельность журналистов, какими бы они ни были — правыми, левыми, умеренных или радикальных взглядов — они будут всегда вызывать очень разные реакции», — констатировал глава государства. Он добавил, что «политикам многим не нравятся, что о них говорят и пишут, и мне, наверное, не всегда нравится то, что говорят и пишут обо мне, нашей стране». «Многим людям не нравится то, что о них говорят и пишут», — добавил он. Но «именно в этом заключается призвание журналиста, чтобы через собственные взгляды, используя собственную аргументацию, авторитет, рассказывать о тех или иных событиях, да, придавая им субъективную окраску, потому что все мы люди», уверен Медведев.
«Чтобы это право было гарантировано, государство должно самым внимательным образом следить за трудом журналистов», — заявил президент.
После этой встречи стало известно, что есть как минимум два варианта возможных поправок, ужесточающих ответственность за нападение на журналистов. Такой законопроект уже разработан советом по развитию гражданского общества и правам человека при президенте, рассказал «Газете.Ru» председатель совета Михаил Федотов. Законопроект писали члены совета, рассказал Федотов. В разработке поправок участвовали Валентин Гефтер, Тамара Морщакова, Мара Полякова и другие. «Обсуждать его начали уже давно, когда убили Наташу Эстемирову. (Правозащитница Наталья Эстемирова была убита летом 2009 года — «Газета.Ru».) Потом история ушла в тень, в частности, в связи с тем, что совет лишился своего председателя, и теперь вопрос подняли снова», — пояснил он.
«В Уголовном кодексе уже есть статья, ужесточающая наказание за преступление в связи со служебной деятельностью или исполнением общественного долга (речь идет о подпункте «ж» пункта 1 статьи 63 УК, который предусматривает, что такие преступления считаются в суде отягчающим обстоятельством — «Газета.Ru»). Но в законе нигде не разъясняется, что такое общественный долг, — объясняет Федотов. — Это не о милиционерах, потому что в отношении милиции есть отдельная норма». «Мы предлагаем дописать: в связи с осуществлением правозащитной, журналистской или иной деятельности, связанной с выполнением общественного долга», — объяснил глава совета.
Замруководителя комитета Государственной думы по информационной политики, информационным технологиям и связи Борис Резник предлагает приравнять журналистов к политическим и общественным деятелям. Он рассказал «Интерфаксу», что во вторник намерен внести соответствующий законопроект. По его словам, в УК РФ следует внести изменения, которые увеличат сроки наказания за покушение на жизнь журналиста: виновный лишался бы свободы на срок от 12 до 20 лет, а при особо тяжких случаях — от 20 лет до установления пожизненного срока. «За последнее время, к сожалению, нападения на журналистов стали обыденностью, и все они имеют весьма характерный почерк», — заявил депутат. Он уточнил, что речь идет о Саратове, Самаре, Москве, Подмосковье, где в последнее время были совершены нападения на представителей СМИ, их избивали металлическими прутьями, били по рукам, ногам, голове. Резник заявил, что журналистика — это общественно значимая профессия, поэтому давно следовало повысить общественный статус журналистов, приравняв их к политическим и общественным деятелям: «они фактически представляют институт власти». По мнению депутата, его законодательная инициатива подкрепляет высокий статус журналиста, поскольку направлена на защиту работников СМИ, создание правовых гарантий их безопасности и обеспечения беспрепятственного исполнения профессионального долга.
Главный редактор «Новой газеты» Дмитрий Муратов не уверен, что нужно ужесточать наказание за нападения журналистов, поскольку заказчики покушений не находятся.
«Для того чтобы кого-то наказать, надо кого-то найти, а я не очень понимаю, каким образом кого-то найти. Я полагаю, что главной историей, которую мог бы сделать президент, а у него есть воля и драйв, это возобновить дела Холодова, Домникова, найти заказчиков убийств», — сказал он «Газете.Ru». Журналист «Московского комсомольца» Дмитрий Холодов был убит в 1994 году, журналист «Новой газеты» Игорь Домников был избит до смерти в 2000 году. Заказчики убийств официально не найдены. «Надо брать под контроль не сами дела, а брать под контроль тех, кто не смог расследовать убийства», — добавил Муратов. Он отметил, что «нас вечно упрекают в том, что мы заботимся о себе, что нас интересует только корпоративная солидарность, но за каждым стоит по 200–300 тысяч читателей». По словам Муратова, журналисты, как и остальные граждане, платят налоги, которые идут на содержание государственных органов: «Найдите хоть кого-нибудь за наши деньги».