Рейтинг «Лучшие лоббисты Госдумы V созыва», составленный экспертами Центра по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти, доказал известное: в нынешней Думе практически не принимаются инициативы, внесенные в парламент депутатами из оппозиционных фракций. По подсчетам экспертов, шанс на принятие законодательной инициативы оппозиционера в нынешней Думе составляет около 5%.
Сейчас самыми эффективными законодателями (рейтинг составляется по нескольким параметрам, главным образом, по соотношению внесенных и принятых инициатив) являются зампред комитета по финрынку Лиана Пепеляева, первый зампред комитета по бюджету и налогам Глеб Хор и председатель комитета по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин.
По статистике, их инициативы чаще всего приобретают статус принятого закона. Например, у Пепеляевой из 32 законов приняли 21, у Хора — 18 (из того же числа), а у Плигина — 38 из 84. Последний также входит в тройку депутатов, внесших наибольший вклад в законодательную работу всей Думы пятого созыва. Так, из 334 принятых депутатами законов авторству Плигина принадлежит 11,3% (те самые 38 законов). Больше него получил только председатель комитета по финрынку Владислав Резник. Его 40 законов составляют 11,9% от всех принятых Думой инициатив.
По словам руководителя Центра по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти Павла Толстых, в нынешней Думе Резник является одним из самых влиятельных депутатов, которому удается согласовывать свои законопроекты как в администрации президента, так и в правительственных структурах.
Депутатам от оппозиционных фракций не удалось попасть в десятку самых эффективных и влиятельных депутатов. Единственный рейтинг, в котором оппозиционным депутатам удалось «засветиться», — топ парламентариев, наиболее активных с точки зрения количества внесенных законопроектов. Хотя и там первые строчки заняли единороссы (председатель комитета по информационной политике и связи Владимир Горбачев и те же Резник и Плигин).
Из оппозиционеров в этот рейтинг смогли попасть депутат от ЛДПР Сергей Иванов (пятая строчка), руководитель фракции либерал-демократов Игорь Лебедев (8-е место) и «эсер» Олег Михеев (10-е место).
Исходя из этого, авторы делают неутешительные выводы. Лишь десятая часть парламентариев, т. е. около 50 человек (всего в Госдуме заседают 450 депутатов), «реально включена» в законотворческий процесс, в то время как остальные парламентарии фактически отстранены от этой работы.
«Многие говорили, что законы согласовывают в Кремле, рейтинг доказывает это математически», — говорит Толстых.
Авторы доклада выяснили, что из двух участников тандема — премьер-министра и президента — депутаты отдают предпочтение последнему. Так, в нынешнем созыве депутаты не отклонили ни одного президентского законопроекта, в то время как из правительственных инициатив статус федерального закона так и не смогли приобрести три законопроекта. При этом средний срок рассмотрения президентской инициативы составляет 81 день, в то время как правительственные документы лежат в парламенте где-то по три месяца (123 дня).
Обогнать президента Белому дому удалось лишь по скорости прохождения документов через нижнюю палату в самых экстренных случаях. Так, эксперты зафиксировали, что минимальный срок принятия правительственного законопроекта составлял 7 дней. Президентские поправки в закон «О правительстве» в связи с назначением Александра Хлопонина полпредом в Северо-Кавказском федеральном округе были приняты за 11 дней.
Рекордсменами по скорости принятия проекта среди депутатов стали не так давно единороссы Ирина Яровая и Сергей Неверов. Их поправки в законодательство о рекламе прошли через Думу за 7 дней с момента внесения.