Документ под названием «О белорусско-российских отношениях» был принят на совместном экстренном заседании Палаты представителей и Совета республики Национального собрания Белоруссии, то есть верхней и нижней палат парламента. В заседании принимали участие 44 члена Совета республики и 87 депутатов Палаты представителей.
Предложенный утром вариант парламентского заявления было решено доработать – смягчить. В результате текст вышел предельно мягким:
«Вызывает неприятие кампания по дискредитации главы белорусского государства, развернутая в центральных СМИ России. Такие действия наносят ущерб развитию дружественных отношений между нашими странами и братскими народами. … Национальное собрание выражает обеспокоенность некоторыми тенденциями, которые в последнее время проявляются в отношениях между Беларусью и Россией. … Мы высоко ценим наши союзнические отношения, всегда считали и считаем наши народы братскими. Тесное торговое, экономическое, финансовое, культурное, военное сотрудничество, установленное между Белоруссией и Россией, способствует росту уровня жизни наших народов и обеспечению экономической стабильности обеих стран», – сказано в заявлении.
Далее белорусские парламентарии призвали депутатов Госдумы России и членов Совета федерации России «объединить усилия и сделать все возможное для того, чтобы взаимоотношения между нашими странами не вышли из конструктивного русла». «Мы не имеем права допустить даже малейшей возможности потерять все то, что было достигнуто в строительстве нашего общего дома усилиями двух народов», — сказано в заявлении. Напоследок белорусские парламентарии также заявили, что убеждены «в необходимости и перспективности построения союзного государства».
Утренний проект заявления был в два раза длиннее и действительно выглядел как ответ на заявление Госдумы (принято накануне, о чем «Газета.Ru» рассказывала), он содержал оценки белорусско-российских отношений, рассказывает Павлюк Быковский, политический обозреватель газеты «Белорусы и рынок». Но днем даже представители комиссии-разработчика документа попросили время на его редактирование, и с этим предложением согласился спикер Владимир Андрейченко.
«Никто не хотел брать на себя ответственность за очередной виток напряженности между странами. К 16.00 документ сократился до одной страницы и потерял абсолютно все оценки, кроме жалобы на дискредитацию главы белорусского государства в центральных российских СМИ. Что-то изменилось в течение дня, и официальный Минск потерял воинственное настроение», — говорит эксперт.
Идеи примирения звучали в выступлениях депутатов.
«Парламенты наших стран должны сделать все, чтобы перевести отношения между двумя странами в конструктивное русло. Последние события в белорусско-российских отношениях не вписываются в логику братских и союзнических отношений. Проведение различных войн – «молочных», «мясных», «газовых», введение Россией пошлин на нефть для Белоруссии, а также клеветническая информация о руководстве страны ставят под угрозу белорусско-российские отношения», — выступила Мария Бирюкова, зампред комиссии по международным делам и связям с СНГ нижней палаты парламента.
«Белоруссия всегда ценила братские отношения с Россией, и в Белоруссии надеются, что эти отношения вернутся в нормальное русло», — сказала она.
«Российский народ должен знать, что Белоруссия была и будет надежной соседкой для России. Мы готовы придти на помощь братской стране в любой момент. Вспомните, что белорусские спасатели летом этого года помогали бороться с огненной стихией на территории России. … Белоруссия ждет российских граждан на отдых в своих санаториях и здравницах. … Мы вырастили хороший урожай и готовы поставлять в Россию зерно, картофель, сахар, молочные продукты. … Белоруссия с глубоким уважением относится к братскому российскому народу», — вторил ей депутат Палаты представителей Сергей Семашко.
По словам спикера парламента Белоруссии Анатолия Рубинова, заявление не является чрезвычайным: «Принятие заявления «О белорусско-российских отношениях» не является чрезвычайным. Можно было бы и не принимать это заявление. Но мы решили ответить своим российским коллегам, чтобы со стороны белорусского народа не возникало вопроса — а почему белорусский парламент промолчал?»
«Ответ получился достаточно сдержанный, белорусские депутаты, скорее, оборонялись, призывали российских коллег одуматься, нежели шли в контратаку», — говорит минский политический обозреватель Юрий Дракохруст.