Дмитрий Медведев подписал во вторник указ «О комиссии при президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике». В комиссию преобразован президентский совет по нацпроектам. Вместо президиума, который был раньше, у комиссии есть председатель (Дмитрий Медведев), зампредседателя (премьер Владимир Путин) и секретарь (глава Минфина, вице-премьер Алексей Кудрин).
Фактического изменения функций не произошло, зато сильно поменялся состав органа.
Своего членства в совете по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике при президенте лишились немало статусных персонажей. Так, из состава выведены бывший министр сельского хозяйства, губернатор Воронежской области Алексей Гордеев, экс-губернатор Калининградской области Георгий Боос, единороссы Вячеслав Володин, Мартин Шаккум и Олег Морозов, бывший полпред президента в Сибири Анатолий Квашнин, полпред в Северо-Западном округе Илья Клебанов, полпред в Южном округе Дмитрий Козак, в Северо-Кавказском — Александр Хлопонин, бывший мэр Москвы Юрий Лужков, губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко, глава «Газпрома» Алексей Миллер, спикер Совета федерации Сергей Миронов, президент Торгово-промышленной палаты Евгений Примаков, ректор МГУ Виктор Садовничий, генеральный прокурор Юрий Чайка, президент РСПП Александр Шохин, лидер КПРФ Геннадий Зюганов, лидер ЛДПР Владимир Жириновский.
Если в совете было 57 членов, то в новой комиссии — всего 21. Причем семеро из них новые люди.
Так, комиссию дополнили вице-премьером Игорем Шуваловым, ректором Российской экономической школы Сергеем Гуриевым, недавно назначенным советником президента Евгением Юрьевым, председателем комиссии Общественной палаты по социальной и демографической политике Еленой Николаевой, президентом Института экономики города Надеждой Косаревой, главой Минрегионразвития Виктором Басаргиным, уполномоченным по правам ребенка Павлом Астаховым.
Идею перекроить совет Дмитрий Медведев вынашивал давно, еще с июля, когда состоялось последнее и всего второе заседание совета при действующем главе государства. Тогда президент резко раскритиковал доклады членов совета и все время просил говорить «покороче». «Отчеты эти надоели смертельно, — заявил он. — Одно и то же все рассказывают... Планы, конечно, хорошие. Надо о проблемах говорить. Если просто о планах, так выйдете на телевизор и скажите все, что хотите сделать». Пожаловался в итоге Медведев даже в своем twitter: «Очень много слов было сказано, а практических действий и предложений по решению проблем не услышал. Очень жаль. Это не работа».
Помощник президента Аркадий Дворкович ответил ему оперативно, написав, что «президент по делу нам врезал».
«Президент принял решение сделать данную структуру более рабочей и компактной, - объяснил «Газете.Ru» Дворкович. – Но все ключевые ответственные – остались. И полномочия председателя правительства тоже. Остальные будут привлекаться к обсуждениям в рабочем порядке».
Для некоторых членов совета указ Медведева был неожиданностью. «Ничего не знаю и комментировать не буду», — заявил «Газете.Ru» Мартин Шаккум, председатель комитета Госдумы по строительству и земельным отношениям. Первый вице-спикер Госдумы Олег Морозов ответил более развернуто. «Не только же меня нет в списке? Там вообще не осталось лидеров политических партий, — заметил он. — Для меня преобразование не было неожиданностью, хотя узнал я об этом из указа». По словам Морозова, из-за членства в совете членов думских фракций «заседания часто превращались в политические дискуссии».
«Говорили о чем угодно, а не о предмете обсуждения. На последнем заседании Жириновский особенно отличился. Так что решение президента — логичный шаг», — уверен Морозов.
«Это реакция на последнее заседание, которое было провальным, — говорит Дмитрий Бадовский из Института социальных систем. — Решение должно помочь преобразовать совет в более рабочий орган, а превращение его в комиссию уравнивает по статусу с комиссией по модернизации, с которой они близки». Заместитель генерального директора Центра политических технологий Алексей Макаркин, в свою очередь, полагает, что создание комиссии сделает этот орган менее «ритуальным». «Если в комиссию вошли такие люди, как Гуриев, Юрьев, то это значит, что Медведев заинтересован в результатах, а не в том, чтобы сидеть и разговаривать в Георгиевском зале Кремля».
Политолог Станислав Белковский с этим мнением не согласен.
«Действия президента свидетельствуют о том, что нацпроекты провалились и уходят в прошлое,
— заявил он «Газете.Ru». — Но объявить об этом общественности невозможно, поскольку они были в приоритете у Медведева, еще когда он бы вице-премьером. Поэтому теперь статус совета приходится понижать и максимально отвлекать от него внимание, сливать. Так что комиссия станет одним из технических органов».