В среду утром следователи Службы безопасности Украины допросили бывшего первого вице-премьера Турчинова по уголовному делу об экономических нарушениях прежней власти.
Это самый именитый украинский чиновник, побывавший на допросе за время с прихода к власти Виктора Януковича.
Турчинов со времен прихода Юлии Тимошенко в большую политику является ее ближайшим соратником. Он изначально являлся и до сих пор остается заместителем главной украинской оппозиционерки в ее партии «Батькивщина». В 2005 году, после «оранжевой революции», он стал главой СБУ по квоте Тимошенко, а в 2007 году, став премьером, она назначила Турчинова своим первым заместителем, куратором экономического блока правительства. Ценность Турчинова для Тимошенко и объем секретной информации, которой он обладает, сложно переоценить.
На допрос его пригласили в качестве свидетеля по делу о незаконном, по мнению следствия, изъятии 11 млрд кубометров газа у компании «Росукрэнерго». «Я дал четкие показания, что руководство НАК «Нафтогаз» и таможни действовали строго в рамках конституции и государственных интересов и что мои действия также были в рамках конституции и моей компетенции», — завил он, выйдя из здания СБУ.
Однако в ближайшие дни Турчинову придется ответить на вопросы следователей и по другому делу, где претензий к нему больше. Информация о том, что против «правой руки» Тимошенко может быть возбуждено другое уголовное дело, появилась еще в конце лета, но долго не находила фактического подтверждения. Лишь в начале сентября Турчинов признался: дело действительно возбуждено, и ему известно о деталях готовящегося обвинения.
Бывшему вице-премьеру инкриминируют злоупотребления при реализации государственного имущества, которые могли нанести государству миллиардные убытки.
Речь идет о сложной схеме продажи 1,3 млрд кубометров государственного газа. Госкомрезерв, имевший право требования газа у госмонополии НАК «Нафтогаз», переуступил данное право четырем частным компаниям, список которых якобы был определен на аукционе. Впрочем, посторонние компании на данный аукцион допущены не были, и в итоге газ обошелся конечным покупателям в $63 (500 гривен) за тысячу кубов. В начале 2010 года, когда планировалась фактическая поставка газа, его стоимость для «Нафтогаза» на украинско-российской границе составляла $305, то есть почти в 5 раз больше. По данному делу уже арестован бывший замглавы Госкомрезерва Николай Синьковский, которому якобы принадлежит одна из компаний-покупателей.
Согласно информации, «сливаемой» в украинские СМИ следователями, на документах, разрешивших сомнительную схему, стоит подпись тогдашнего первого вице-премьера.
Турчинов заверяет журналистов, что не причастен к операции по продаже газа «по дешевке». «Госкомрезерв провел аукционы и реализовал газ без согласия нашего правительства. Когда мы об этом узнали, то запретили отпускать газ в соответствии с этой преступной схемой. И только в начале 2010 года этот газ был списан в соответствии с решением суда», — сообщил он журналистам на минувшей неделе, добавив, что Синьковский был назначен в Гомкомрезерв еще до прихода к власти правительства Тимошенко.
Турчинов не первый чиновник правительства Тимошенко, попавший под уголовное преследование после смены власти на Украине.
Еще весной были арестованы бывший первый замглавы «Нафтогаза» Игорь Диденко, несколько сотрудников этой компании рангом пониже и экс-глава украинской таможни Анатолий Макаренко. Им СБУ инкриминирует непосредственное участие в схеме изъятия газа у «Росукрэнерго» — речь идет о том же деле, по которому сегодня допрашивали Турчинова. Арестован бывший и. о. министра обороны Валерий Иващенко, якобы незаконно продавший стратегические объекты Феодосийского судномеханического завода. Объявлена в розыск глава Госказначейства Татьяна Слюз и арестована ее первый заместитель Татьяна Грицун, которым следствие вменяет незаконный отказ в возврате двум компаниям $100 млн залога за участие в конкурсе по приватизации Одесского припортового завода. Находится в международном розыске экс-министр экономики Богдан Данилишин, разрешивший внеконкурсную закупку услуг по реконструкции аэропорта Борисполь на сумму 450 млн гривен ($57 млн).
Тимошенко не сомневается, что аресты ее соратников и коллег имеют одну цель — дискредитацию прежней власти. «Следующим может стать Турчинов. И я знаю, что он без тени страха пойдет, потому что он делал дело для государства... Но почему садят моих помощников, заместителей? — возмутилась экс-премьер. — Пусть у меня спрашивают, пусть меня пригласят (на допрос — «Газета.Ru»). Я дам показания. Это я давала эти команды! Меня судите!»
Тимошенко не скрывает, что те чиновники, которые избежали ареста, сумели скрыться из страны благодаря ее поддержке. «Данилишина мы срочно защитили, мы его спрятали... Главный казначей государства Татьяна Слюс находится в бегах. Я ее защитила и буду дальше защищать. А ее заместителя бросили за решетку. За что? Они не отдали 800 млн гривен большим корпорациям, кланам, а отдали пенсии и заработные платы людям, когда кризис разрывал страну», — пояснила свои действия экс-глава правительства.
Лидер оппозиции неоднократно повторяла, что не боится ареста и на всякий случай держит собранной сумку с вещами для тюрьмы. Впрочем, вероятность ареста самой Тимошенко невысока. Во-первых, до сих пор нигде не фигурировали документальные доказательства ее приказов совершать действия, по которым сейчас возбуждаются уголовные дела. И, главное, «посадка» Тимошенко вряд ли будет выгодна действующей власти. В 2000 году ее арест по экономическим обвинениям стал главным катализатором роста рейтинга нынешнего лидера оппозиции, объявившей себя жертвой политических репрессий.