В четверг депутаты астраханской областной думы внесли в Госдуму поправки к закону «Об общих принципах организации представительных и исполнительных органов государственной власти». Региональные депутаты предложили внести изменения в 4 статью закона и исключить из названий региональных органов власти словосочетания, составляющие основу наименования федеральных органов власти.
Речь идет, например, об использовании словосочетания «государственная дума» в названии региональных парламентов.
Перед внесением инициативы в федеральную Думу местные думцы Ирина Родненко и Василий Сухарев предложили отказаться от слова «государственная» в названии собственного законодательного органа. Сейчас астраханский парламент называется Государственной думой Астраханской области. По мнению авторов идеи, слово «государственная» не должно использоваться в названиях законодательных органов субъектов, так как у большинства граждан оно ассоциируется с Госдумой, сидящей в Москве. Коллеги депутатов инициативу уже поддержали — закон об изменении названия астраханской областной думы принят в первом чтении. «Наша инициатива отражает тенденцию к централизации власти в государстве», — говорит астраханский депутат Игорь Негерев.
Также в пятницу в Госдуму должен прийти альтернативный законопроект, написанный депутатами чеченского парламента. Как рассказал «Газете.Ru» зампред республиканского законодательного органа Идрис Усманов, на внеочередном заседании палаты, прошедшем 2 сентября, за две недели до начала сессии, депутаты проголосовали за то, чтобы внести на рассмотрение Госдумы поправки, предусматривающие необходимость унификации названий глав субъектов, органов госвласти и областных дум.
Изменения будут внесены в статью 4 часть 2 и статью 18 часть 6 закона «Об общих принципах организации представительных и исполнительных органов государственной власти». Как рассказал Усманов, авторы инициативы предлагают написать в законе, что в наименовании должности высшего должностного лица республики запрещается употреблять слово «президент», а в названии законодательного органа субъекта недопустимо использовать слова «дума» и «государственная».
По словам Усманова, документы в Госдуму еще не ушли. «Сегодня мы их утвердили, завтра их отправят фельдъегерской почтой», — рассказал он.
На местном уровне чеченские депутаты все необходимые реформы уже организовали. На том же внеочередном заседании парламент республики принял изменения в конституцию Чечни, согласно которым высшим должностным лицом республики теперь является «глава», а не «президент».
Следующим отрекаться от должности планирует президент Ингушетии Юнус-Бек Евкуров. Как заявил «Газете.Ru» его пресс-секретарь Калой Ахильгов соответствующие документы уже были переданы из администрации Евкурова в парламент. «Сегодня у них был первый рабочий день, так что я не знаю, успели ли депутаты изучить, но, думаю, затягивать с принятием этого решения никто не будет», — сказал Ахильгов.
Тема унификаций названий региональных органов власти существует не первый день. В начале года о возможности внесения поправки, запрещающей парламентам субъектов использовать в своих названиях словосочетание «государственная дума» говорил спикер Госдумы Борис Грызлов. Тогда норму думали провести в президентском законопроекте, устанавливающим предельную и максимальную численность законодательных органов в зависимости от количества избирателей в субъекте федерации. Депутаты думали над тем, чтобы внести соответствующую поправку в этот законопроект ко второму чтению. Документ отстоял полпред президента в Госдуме Гарри Минх, который указал парламентариям, что идея не вписывается в концепцию президентского документа.
В середине августа к теме «госдум» добавилась проблема региональных «президентов».
Тогда о своем решении перестать быть президентом заявил Рамзан Кадыров. Вслед за ним отказаться от наименования президент захотели и все остальные северокавказские лидеры (разумеется, те, в чьих регионах есть эта должность). На данный момент против идеи четко высказался только Татарстан, менее четко — Башкирия и Якутия. Первый замминистра юстиции Татарии Сергей Столяров объяснил это тем, что Москва до сих пор не пояснила, приведет ли смена названий к перераспределению полномочий.
Должность президента во главе региона явление, характерное для национальных республик, которых в России насчитывается 21. Сейчас президенты остались в Бурятии, Башкирии, Марий Эл, Татарии, Удмуртии, Чувашии, Республике Саха (Якутия), Адыгее, Дагестане, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии и Республике Северная Осетия-Алания. Из общей линейки выпадают только Тува, Хакасия, Республика Алтай, Мордовия, Калмыкия и Коми. Во главе первых двух находится председатели правительства. А в Мордовии, Коми, Калмыкии и на Алтае руководители региона называются главами. Причем глава Калмыкии Кирсан Илюмжинов сам принимал это решение еще в 2004 году.
Зампред комитета по конституционному законодательству и госстроительству Александр Москалец («Единая Россия») в четверг заявил «Газете.Ru», что не уверен в необходимости вводить запретительную норму в федеральное законодательство. «Я не люблю, когда действуют по принципу: мы за колхоз в чужой деревне, они ведь сами могут решить, как себя называть, а вместо этого говорят пусть нам федеральный законодатель запретит и мы не будем этого делать», — сказал депутат «Газете.Ru».
Парламентарий напомнил, что в июле без указки из центра вопрос с названием местного законодательного органа успешно разрешили депутаты новосибирского парламента – за один день из Новосибирского облсовета он превратился в законодательное собрание Новосибирской области. Москалец считает, что в процессе работы над документом, он будет уточняться. «Я думаю, мы обобщим все предложения по этой теме и тогда уже примем решение, нужна ли соответствующая норма в федеральном законе», — пояснил он «Газете.Ru».
Дмитрий Медведев ранее говорил, что обилие слов «президент» и «госдума» на местном уровне вносит сумятицу.