Временный президент Киргизии Роза Отунбаева во вторник подписала указ, согласно которому первые выборы в парламент по принятой в июне новой конституции пройдут 10 октября.
В новом парламенте будет 120 депутатских мест, причем 55 из них будут зарезервированы за оппозицией. По конституции, сделавшей Киргизию парламентской республикой во главе с номинальным президентом, партия-победитель сможет занять максимум 65 кресел, даже если получит 90% голосов.
«Чем больше партий в парламенте, тем лучше. Бардак, конечно, будет, но лучше пусть будет там, чем на улице. У нас должна выработаться культура договороспособности, для чего может потребоваться несколько циклов», — говорила Отунбаева в конце июля. При этом она не исключала «определенной политической нестабильности», но рассчитывает, что ее коллегам по временному правительству — лидерам партий, находившихся при Курманбеке Бакиеве в оппозиции, — удастся сохранить способность к диалогу.
«Многое зависит от политических лидеров, ведь не обязательно, что только президентская власть дает стабильность», — утверждает президент.
Сама Отунбаева от возможности возглавить ту или иную политическую силу пока открещивается. «Я буду активно работать со всеми политическими силами, чтобы обеспечить проведение открытых и прозрачных выборов», — обещала она. Нет, по ее словам, властных амбиций и у ее родственников — шестерых сестер, брата, взрослых сына и дочери.
Первый шаг для участия в выборах зарегистрированные партии должны сделать, уведомив Центризбирком о своем желании включиться в гонку не позже, чем пять дней спустя после объявления даты голосования.
Киргизия отличается исключительным разнообразием политических сил: в стране зарегистрированы 148 политических партий. Правда, в выборах участвуют далеко не все: на момент предыдущих парламентских выборов в стране были зарегистрированы 104 политические партии, в выборах изъявили желание участвовать 50 из них. При этом документы для регистрации списков представила лишь 21 политическая сила, из которых впоследствии 9 вышли из гонки. В итоге в выборах участвовали 12 партий.
На киргизской политической арене сейчас доминируют три партии: Социал-демократическая, чью фракцию в парламенте когда-то возглавляла Отунбаева, партия «Ата-Мекен» во главе с Омурбеком Текебаевым и партия «Ак-Шумкар» Темира Сариева. Одновременно партийная система страны сохраняет раскол на север и юг, которое переживает общество.
Как пишет узбекский политолог Бахтиер Эргашев, большая часть сторонников партии «Ата-Мекен» проживают на разгромленном юге страны, а Социал-демократическая партия Киргизии, из которой происходит Отунбаева, и партия «Ак-Шумкар» пользуются поддержкой северных областей. «Вполне вероятен сценарий, когда партии, прошедшие в парламент, внесут раскол, зачастую парализуя деятельность парламента», — считает он. В то же время на юге отмечается рост популярности недавно созданной партии «Бутун Кыргызстан» бывшего спикера парламента и экс-секретаря совбеза Адахана Мадумарова.
Географический раскол дает о себе знать и до объявления выборов, многие на юге считают, что проведение выборов до окончательного восстановления разгромленных регионов безнравственным. Глава правозащитной организации «За толерантность и прозрачное общество» Рая Кадырова заявила агентству 24.kg, что проведение выборов в условиях, сложившихся на юге страны, может привести к очередному социальному взрыву. «Не секрет, что те же узбеки — а это приличная часть электората — будут поддерживать только одну партию. А это вызовет недовольство определенных политических групп, участвующих в выборном процессе», — считает она.
Накануне объявления даты голосования были внесены очередные поправки в избирательный кодекс страны. Решением президента были отменены введенные только пять недель назад запреты. Сняты ограничения с партийных избирательных фондов — они могут составлять теперь до 10 млн сомов (6,4 млн рублей). Гражданам Киргизии теперь предписано голосовать по месту прописки, а не по месту фактического проживания, как предлагалось ранее. Как разъяснила член ЦИКа Галина Скрипкина, многие политики были не согласны с июльским изменением законодательства, поскольку считали, что они «приведут к массовым фальсификациям во время выборов».