В субботу, 31 июля, в Москве планируется очередная акция в защиту 31-й статьи Конституции. Эта статья гарантирует гражданам России свободу собраний, однако за год существования движения «Стратегия-31» (первый митинг был организован 31 июля 2009 года) ни одна из таких акций не была санкционирована московскими властями.
Повод для отказа всегда один: Триумфальная площадь, где хотят собраться защитники Конституции, оказывается занята. В пятницу на Триумфальной началось многодневное автомотошоу, площадь перегорожена бетонными блоками, а по периметру окружена сеткой-рабицей, для проезда оставлены только две полосы.
Милиция регулярно разгоняет акции оппозиционеров на Триумфальной площади. В числе задержанных нередко оказываются журналисты и случайные прохожие. Так, 31 мая после задержания на Триумфальной в ОВД «Замоскворечье» милиционеры сломали руку журналисту «Газеты.Ru» Александру Артемьеву, а после акции 31 декабря к двум с половиной годам заключения за избиение милиционера был приговорен Сергей Мохнаткин — направлявшийся встречать Новый год на Красную площадь и задержанный при попытке спасти участницу «Стратегии-31», которую милиционеры волокли в автозак.
В этот раз милиция также готовится к задержаниям:
«МВД России примет все меры для пресечения любых несанкционированных публичных мероприятий, запланированных на 31 июля в Москве. Нарушители общественного порядка будут задерживаться и доставляться в органы внутренних дел», — заявил замглавы МВД Михаил Суходольский. То же журналистам сказал и первый замглавы ГУВД Москвы Вячеслав Козлов: «Милиция будет пресекать любую несанкционированную акцию и намерена не допустить нарушения порядка, вплоть до задержаний».
Впрочем, в этот раз власти пытались вступить в переговоры с оппозиционерами. В начале июля появились сообщения, что из Кремля поступило предложение исключить из числа заявителей митингов Эдуарда Лимонова и Константина Косякина в обмен на согласование акции на Триумфальной площади в нужное оппозиционерам время. Это предложение едва не раскололо участников движения: в то время как Лимонов заявил, что «вначале они потребуют пожертвовать Лимоновым, потом детьми Лимонова, а потом что?!», глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева (третий заявитель акций) в совместном заявлении с Сергеем Ковалевым предложила обсудить смену заявителей, предположив, что полученное таким способом разрешение на акцию будет «хотя и не полной, но победой». При этом авторы обращения особо отметили незаконность выдвинутого властями условия.
Сторонники Лимонова сочли Алексееву предателем, а сам Лимонов и Косякин приняли решение больше не подавать вообще никаких заявок на проведений акций в рамках «Стратегии-31». Это решение они обосновали тем, что за год им так и не удалось согласовать ни одной акции, а Госдума уже приняла в первом чтении законопроект, запрещающий подавать заявки на проведение акций нарушителям закона о митингах и шествиях. И Лимонов, и Косякин неоднократно привлекались к ответственности за нарушение этого закона. Только ближе к 31 июля все заявители акции пришли к согласию, распространив заявление о согласии продолжать диалог с властями, если субботний митинг не будет разогнан и если сторону властей будут представлять должностные лица администрации президента и московской мэрии, «обладающие правом принятия решений по поводу митинга 31 августа на Триумфальной площади».
Посредником в провалившихся переговорах между властями и оппозиционерами был уполномоченный по правам человека в Москве Александр Музыкантский, сообщил ранее Лимонов. Музыкантский накануне подтвердил эту информацию, назвав отказ оппозиции ошибкой: «Власти согласились на проведение акции в то же время, на том же месте. Единственное требование было — состав учредителей акции, которые подают заявку, должен быть другой. Мне кажется, отказ со стороны участников движения пойти на такое условие стал их ошибкой», — сказал омбудсмен «Интерфаксу».
На субботнюю акцию несогласные позвали депутатов Госдумы и журналистов, призвав последних «отбросить постыдную позицию над схваткой».
«Минимизировать насилие» в отношении участников «Стратегии-31» в четверг призвал милицию общественный совет при ГУВД, куда входят руководители СМИ и общественные деятели. В четверг о выходе из совета сообщил бывший главный редактор «Газеты.Ru», а теперь главный редактор газеты «Коммерсантъ» Михаил Михайлин. «Я больше не считаю возможным продолжать общение с представителями правоохранительных органов, которые не отвечают за поступки своих подчиненных. Я более не считаю себя вправе участвовать в заседаниях совета, который ничего не решает. Со своей стороны, я хотел бы поблагодарить своих коллег Светлану Миронюк, Алексея Венедиктова и Михаила Комиссара за ту помощь и поддержку, которую они оказали в деле защиты прав Александра Артемьева», — заявил Михайлин «Газете.Ru».
Ранее следователь, проверявший обстоятельства перелома руки Артемьева, рекомендовал прокуратуре не возбуждать уголовное дело по данному факту, так как не смог установить, что рука была сломана сотрудником милиции и на территории ОВД. Уже после выхода Михайлина из общественного совета стало известно, что прокуратура вернула дело Артемьева на доследование, а в самом общественном совете была создана комиссия по расследованию этого инцидента. В работе комиссии Михайлин, по его словам, будет участвовать. «Если с расследованием все будет нормально, я, возможно, приму решение вернуться в совет», — сказал он «Газете.Ru».