С начала 2010 года Общественная палата провела экспертизу 19 законопроектов, 9 из них уже приняты федеральным собранием и подписаны президентом, следует из справки Общественной палаты. Всего на экспертизу ОП было направлено 69 законопроектов, 39 еще находятся на рассмотрении, остальные утратили актуальность, были отозваны или отклонены Думой.
Законодатели учли предложения общественников по законопроектам «Об обращении лекарственных средств», о повышении доступности лекарственного обеспечения, о социальной поддержке медработников, имеющих дело с опасными заболеваниями, закон о соотечественниках, о муниципальных услугах, о саморегулируемых строительных организациях, об общественном контроле за содержанием заключенных.
Больше всего предложений ОП принято в качестве поправок к законопроекту «Об обращении лекарственных средств». В частности, палата обратила внимание на определение четкого порядка осуществления мониторинга безопасности лекарств, на необходимость создания специализированного сайта о лекарствах для врачей.
Всего два предложения ОП приняты к изменениям в закон «О соотечественниках»: по предложению палаты, понятие «родные языки национальностей Российской Федерации» заменено на «языки Российской Федерации» и исключен термин «титульная нация».
Палата предлагала «существенную доработку» пакета поправок в связи с принятием закона об общественном контроле за соблюдением прав заключенных. По предложению ОП, срок полномочий наблюдательной комиссии был увеличен с двух до трех лет, а совет ОП получил право изменения численности комиссии уже после ее формирования. Также общественники предлагали оставить за администрацией СИЗО лишь право видеть, но не слышать беседу с подозреваемым или обвиняемым члена наблюдательной комиссии. В принятом законе за администрацией осталось право полного контроля за беседой.
К некоторым законопроектам у Общественной палаты и вовсе не было замечаний. Так, авторы экспертизы полностью поддержали законопроект об отмене досрочного голосования и о возможности фракции состоять только из одного депутата. Оба закона – президентские инициативы.
Рассмотренные Общественной палатой законопроекты имеют статусных авторов: большинство внесены президентом или правительством, законопроект об общественном контроле вносился за подписью нескольких председателей (Владимир Плигин, Павел Крашенинников, Владимир Васильев, Сергей Попов) и одного зампреда (Владимир Колесников) думских комитетов.
Законопроекты, которые вносили отдельные депутаты, часто получают отрицательные заключения Общественной палаты, сказал «Газете.Ru» адвокат Генри Резник. По его словам, «минимум десятка три» инициатив, которые исходили от отдельных депутатов, «основательно похоронены» в Думе после серьезных замечаний ОП.
Он также считает правильным прописать, что, в случае отрицательного заключения палаты, надо устраивать парламентские слушания с преданием широкой гласности инициативы и обширного обсуждения. Уже были случаи, когда после отзыва общественников Дума организовывала дискуссии, говорит адвокат. Одновременно были и случаи игнорирования ОП в законотворческом процессе. «Есть законопроекты, которые принимаются в спринтерском темпе, — сетует Резник. – Мы постоянно не успеваем за парламентским процессом, такое ощущение, что закон от нас специально отводят». Так, по словам адвоката, было с законопроектом о выведении дел о терроризме из подсудности суда присяжных. «Мы приняли все заключения, но Дума быстро-быстро провела все чтения. Мы рванули в Совет федерации. Мы приняли обращение к Медведеву: по некоторым сведениям, президент колебался, стоит ли подписывать закон. Но подписал», — рассказал о злоключениях членов ОП Резник.
Общественная палата более активно привлекается к законотворчеству после соответствующего поручения президента Медведева в послании федеральному собранию в 2008 году. В начале 2009 году Дума приняла поправки в свой регламент о направлении законопроектов на экспертизу в ОП. Все инициативы рассматриваться палатой физически не могут, говорит Резник, но общественники стараются сделать максимально качественную экспертизу – как своими силами, так и силами сторонних специалистов. «У нас выделяются некоторые средства на привлечение экспертов», — объясняет он.
Еще одним правом членов Общественной палаты – правом пятиминутного выступления на пленарном заседании Государственной думы при обсуждении законопроектов, прошедших экспертизу общественников, – ни один член палаты ни разу не воспользовался.
Соответствующие изменения в регламент нижней палаты депутаты приняли еще в апреле 2009 года, но ни один общественник до Охотного Ряда с тех пор так и не дошел. «Это вопрос администрирования», — предполагает Резник. По его мнению, соответствующие приглашения должны отправляться Государственной думой, но ничего такого ОП не получала. Резник уверен: необходимо усилить роль Общественной палаты в законотворческом процессе и увеличить «пропускную способность» ОП.