Состоянием борьбы с коррупцией не доволен никто — ни граждане, ни чиновники, ни сами коррупционеры, — заявил президент Дмитрий Медведев на прошедшем 14 июля заседании совета законодателей, посвященном борьбе с коррупцией.
«Пока никаких значимых успехов в этом направлении я отметить не могу», — сказал он.
В связи с этим президент предложил ряд антикоррупционных мер. В частности, он заявил о необходимости прилагать к проектам законов, которые вносятся правительством в законодательный орган, проекты подзаконных актов. По словам Медведева, это позволит депутатам уже на этапе рассмотрения законопроекта оценить, как именно и кем он будет применяться и насколько вероятен риск возникновения коррупционных схем. Обычно такие дополнения к закону появляются уже после его принятия, и «белый и пушистый на стадии рассмотрения закон превращается в свою противоположность при его претворении в жизнь», пояснила в комментарии «Газете.Ru» директор Центра антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл-Россия» Елена Панфилова. Президент упомянул о том, что предложенная им схема успешно работает в Тамбовской области, но посетовал, что на федеральном уровне правительство до сих пор к этому не готово.
Полтора года назад, в январе 2009 года, президент уже выступал с подобной инициативой на встрече с парламентскими партиями. Тогда он предложил правительству и парламентариям договориться и выработать механизм, чтобы ключевые законопроекты вносились уже с подборкой подзаконных актов к ним. В результате это требование стало применяться только к постановлениям, связанным с мерами социальной поддержки граждан, но и здесь оно носит необязательный характер.
По мнению главы фонда «Индем» Георгия Сатарова, эта мера борьбы с коррупцией будет малоэффективна, так как «делать эти подзаконные акты будет то же правительство, которое выдвигало и законопроект».
Так же скептически Сатаров относится и к другой инициативе президента — использованию механизма парламентского расследования для антикоррупционной борьбы. «Для этого нужен другой парламент», — отметил он Сатаров. Так действуют депутаты во всех цивилизованных странах, заявила в свою очередь Панфилова.
Сейчас в нижней палате парламента лежит законопроект «О парламентском контроле», подготовленный депутатами от фракции «Справедливая Россия». По словам одного из авторов инициативы члена комитета по безопасности Геннадия Гудкова, против принятия документа выступило правительство. На открытое письмо президенту с просьбой помочь в принятии документа в Кремле, по словам Гудкова, так и не отреагировали.
В ходе заседания президент отметил, что будет «полезно» расширить круг лиц, которые должны подавать декларации о личных доходах. Полезнее было бы не расширять круг лиц, а проверять у тех же чиновников не только доходы, но и расходы, возражает Сатаров.
Главную причину неудачи антикоррупционных мер Сатаров видит в их несистемности. Неподконтрольность бюрократии, по мнению Сатарова, основная причина коррупции в России, а для ее устранения, считает он, нужно поменять политический режим – вводить разделение властей, независимые СМИ и т. д.
Сенсационным стало предложение президента обсудить идею о введении кратного штрафа за коррупционные преступления.
Президент предложил депутатам и сенаторам подумать над тем, чтобы ввести крупные штрафы для взяточников. «Я получил доклад на эту тему — о том, что не надо их вводить. Но я предлагаю парламенту — Совету федерации и Госдуме — все-таки на эту тему поразмышлять», — сказал Медведев, пояснив, что речь идет об уплате лицом, совершившим коррупционное преступление, штрафа в размере, кратном размеру взятки. «Это суровое наказание, которое будет измеряться миллионами, десятками и сотнями миллионов рублей», — подчеркнул президент. По словам Медведева, осужденному придется очень долго выплачивать эти суммы, даже если он останется на свободе.
Одновременно президент не поддержал предложение председателя Московской областной думы Валерия Аксакова, который заявил о необходимости перевести преступления о мелких взятках из разряда уголовных в административные правонарушения.
«Я бы это не поддержал, — сказал глава государства. — Конечно, не за всякие коррупционные проявления наступает жесткая уголовная ответственность, но сам по себе факт привлечения к ней радикально отличается от привлечения к административной ответственности: даже привлечение к уголовной ответственности в форме штрафа создает для лица, совершившего преступление, факт судимости, а это пятно на всю жизнь».
Медведев уверен, что случай, когда за коррупционные преступления наступает административная ответственность, — «это пшик», который никому не интересен.
Не поддержал Медведев и идею с конфискацией имущества коррупционеров.
«На конфискованное имущество должно быть обращено взыскание — поди это имущество продай, получи соответствующие деньги, чтобы возместить убытки или возместить деньги в бюджет. Штраф в этом смысле проще: сам коррупционер должен определить, откуда ему брать деньги. Пусть ищет, особенно если речь идет о значительных по размерам штрафах», — заявил президент.
Глава государства высказался и за другие меры наказания, не связанные с лишением свободы, например за лишение права занимать руководящие должности в различных структурах. Кроме того, Медведев поддержал идею Аксакова о том, что доходы работников должны проверять не работодатели, а налоговые органы, которые, по его мнению, являются «более беспристрастным институтом». Правда президент предложил подумать и о том, справятся ли налоговые инспекции с данной работой без существенного увеличения штата.
Депутаты Госдумы уже готовы вносить новые антикоррупционные поправки. Первый зампред комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Владимир Груздев заявил, что собирается в ближайшее время внести в нижнюю палату законопроект, который введет единую ставку штрафа за взятку. Как передает слова депутата «Интерфакс», предполагается, что за каждый случай взятки в размере до трех тысяч рублей нарушителя будут наказывать полумиллионным штрафом.
Правда эта мера никак не коснется подарков, которые получают чиновники, предупреждает Груздев.
Впрочем, зампред комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству член КПРФ Виктор Илюхин считает увеличение штрафов для взяточников неэффективным. «Честно говоря, мы уже устаем от разного рода предложений о том, как повысить эффективность борьбы с коррупцией: предложений много, а реальных результатов не видно», — сказал «Газете.Ru» депутат.