В среду в Хамовнический суд Москвы, где слушается дело экс-главы компании ЮКОС Михаила Ходорковского и бывшего главы МФО МЕНАТЕП Платона Лебедева, пришел второй свидетель защиты. По просьбе адвокатов выступить перед судом согласилась главный редактор газеты «Ведомости» Татьяна Лысова. Начиная с 1999 года, еще не будучи главным редактором издания, она подробно освещала в «Ведомостях» деятельность нефтяных компаний. ЮКОС и «Сургутнефтегаз» были поручены тогда ее особому вниманию, рассказала суду свидетельница.
Прокурор Валерий Лахтин с самого начала выступил против этого свидетеля. По его мнению, Лысова «никакого отношения к обстоятельствам, подлежащим доказыванию, не имела» и ее допрос «только затянет» разбирательство.
Судья Виктор Данилкин к протестам прокурора не прислушался, тем более что отказать в допросе явившегося в суд свидетеля не мог по закону.
Лысова заявила, что не верит в реальность предъявленного Ходорковскому и Лебедеву обвинения в хищении всей нефти, добытой ЮКОСом в 1998—2003 годах. «У меня не было оснований даже заподозрить это. Я пользовалась данными диспетчерского управления ТЭК (подразделение Минэнерго, которое учитывало всю нефть, добываемую нефтяными компаниями). Насколько я знаю, система учета была автоматизирована», — пояснила свидетель.
Был период, когда миноритарные акционеры компании были недовольны ходом ее консолидации, вспомнила журналист. Впрочем, о внутренних конфликтах в ЮКОСе она никогда не слышала.
Прокуроры не смогли сразу сформулировать вопросы к Лысовой. Вернувшись со специально объявленного перерыва, обвинители начали интересоваться причинами, приведшими журналиста в суд в качестве свидетеля. Прокурор Валерий Лахтин при этом продемонстрировал свое понимание принципов работы СМИ: он, в частности, интересовался, не «организовывала ли Лысова публикаций в интересах Ходорковского и Лебедева» и не пришла ли она в суд, потому что является «их личным пиарщиком».
Лысова пояснила, что пришла в суд по просьбе адвокатов и «в интересах правосудия», надеясь, что ее показания «помогут установлению истины».
На вопросы об организации публикаций в чьих-либо интересах свидетель ответила отрицательно, пояснив, что такое в «Ведомостях» запрещено и если бы такое стало известно о ком-либо из журналистов, то он был бы уволен.
Лахтина слова журналиста не убедили. Он нашел публикацию Лысовой от 2002 года, в которой сообщалось о раскрытии данных о состоянии Ходорковского и его доле в компании ЮКОС, и начал интересоваться, почему она была написана и при каких обстоятельствах «Ходорковский признавался» в том, что владеет 51% ЮКОСа и 7,8 млрд рублей. Свидетель спокойно объясняла, что поводом для публикации стал сам факт раскрытия такой информации крупным бизнесменом, так как это был первый подобный случай в России на тот момент. Информация была опубликована на сайте группы МЕНАТЕП, вспомнила свидетель.
Прокурор, презрев предыдущие разъяснения, ядовитым тоном начал интересоваться, каким способом производилась «оплата за эту публикацию, довольно объемную, как я вижу». Свидетельнице вновь пришлось оправдываться вначале за себя, а затем за своего соавтора по этой публикации Юлию Бушуеву. Ее прокуроры тоже заподозрили в «получении заказов на публикации».
Другие прокуроры спрашивали свидетеля, в частности, о сделке по обмену акций ЮКОСа на акции дочек Восточной нефтяной компании, и Лысова сказала, что знает о такой сделке и что она понадобилась, чтобы защитить от ареста и последующей продажи акций компании «Томскнефть». О таком намерении в интервью «Ведомостям» заявил представитель компании «Беркенхольц», которая добивалась ареста, заявила свидетель. О тех же мотивах сделки раньше говорил в суде и сам Ходорковский.
Неожиданно Лахтин предпринял новую атаку на свидетеля.
Он поинтересовался, от какой компании Лысова получала средства за консультационные услуги ЮКОСу «на счета принадлежащего ей офшора».
Свидетель рассмеялась, адвокаты и подсудимые потребовали у суда снять этот вопрос, судья Данилкин попытался сделать это, но Лахтин не унимался. «Я действую в интересах государства, — оправдывался он, не слыша окриков судьи. — Это я к тому, что свидетель пришла сюда не из альтруистических побуждений!» Умолк прокурор только после обещания Данилкина сделать ему замечание. Вопрос судья снял и не разрешил свидетелю ответить на него даже после ее специальной просьбы.
Тогда Лысова сделала заявление о том, что не имеет никаких компаний ни в офшорных зонах России, ни за рубежом. Судья неожиданно прервал заседание и спустя 5 минут уже выбегал из здания суда в обычном костюме и с зонтиком. По словам Лысовой, больше всего ее поразило, что Лахтин не смог поверить в ее приход в суд в интересах правосудия. После заседания прокурор сказал свидетелю, что вот лично он живет на одну зарплату, рассказала Лысова. «Вот и я на одну зарплату», — ответила свидетель.
Допрос Лысовой продолжится в четверг.