В среду парламент Республики Южная Осетия (РЮО) отказался от голосования по вопросу о вотуме недоверия правительству республики, возглавляемому ставленником Москвы, челябинцем Вадимом Бровцевым. Этот вопрос был внесен в повестку дня группой депутатов во главе с председателем комитета по законности, законодательству и местному самоуправлению Амираном Дьяконовым.
Он обвинил экономический блок правительства в создании условий, приведших к «параличу исполнительной власти Южной Осетии», что, по его мнению, «самым негативным образом сказалось на жизни населения республики и породило социальную напряженность в обществе», сообщило ИА Regnum.
Бровцев отверг претензии депутатов, назвав их необоснованными. Ранее он заверил журналистов, что правительство работает исправно, а в конце апреля Россия выделила ЮО очередной транш на восстановительные работы, которые ведутся в республике после войны с Грузией в августе 2008 года.
Премьера поддержал президент РЮО Эдуард Кокойты, заявивший, что в республике нет правительственного или политического кризиса, а работу правительства «блокируют и подставляют» «безграмотность и бездействие некоторых министров». Призвав Бровцева к «большей жесткости» в кадровых вопросах, Кокойты пригрозил уголовным преследованием министрам и «всякого рода ГУПам». Имен чиновников и названий ГУПов президент не привел.
В результате вопрос о вотуме недоверия правительству был снят с голосования, а вместо него было решено создать специальную комиссию, которая займется расследованием деятельности кабинета.
Этому решению предшествовала настоящая информационная кампания против Бровцева и его чиновников. В ряде изданий, считающихся близкими к Кокойты, выражалось недовольство работой экономического блока правительства Бровцева. Бровцева обвиняли в том, что он отдал членам своей челябинской команды контроль над всеми финансовыми потоками и даже поручил им контролировать СМИ.
В свою очередь, депутаты южноосетинского парламента выражали недовольство деятельностью ГУП «Южная дирекция», который является заказчиком восстановительных работ в республике. Так, Дьяконов в середине апреля спровоцировал скандал, рассказав журналистам, что Бровцев при свидетелях сказал ему, что «Южная дирекция» была создана Путиным под своих людей». Журналистам Бровцев сказал, что намерен подать в суд в связи с такими публикациями. Но слов, сказанных депутатом, не опроверг.
Подписи за вотум недоверия Бровцеву начали собирать в конце апреля. 28 апреля Бровцев отправился в Москву, где встретился с министром регионального развития Виктором Басаргиным. Накануне сегодняшнего заседания парламента, 4 мая, в Москве побывал и Кокойты. Он также встретился с Басаргиным, но, судя по сообщению на сайте министерства, договорился лишь «о продолжении совместной работы по оказанию помощи республике».
В среду замминистра регионального развития Роман Панов, курирующий восстановление Южной Осетии, дал понять, что во время встречи Басаргина и Кокойты вопрос о премьере и правительстве республики обсуждался. «На вчерашней встрече с президентом Кокойты мы посетовали, что в самой республике этот негативный информационный фон не слышен. Идет работа, работает правительство, работают депутаты, есть нормальная критика, есть нормальные здоровые взаимоотношения», — цитирует Панова «Интерфакс». По его мнению, негативный информационный фон вокруг возможной отставки Бровцева нагнетается из-за пределов республики. «На мой взгляд, картинка намного драматичнее, если наблюдать со стороны», — сказал замминистра.
По сути претензий к правительству Бровцева Панов отметил, что российская Счетная палата провела уже четыре проверки, которые показали: «обнаруженные недоработки оперативно устраняются». По его словам, и Минрегион, и руководство ЮО «высоко оценивают работу по восстановлению республики».
Причину конфликта депутатов и правительства РЮО следует искать в многочисленных сообщениях о недовольстве России тем, куда в Южной Осетии уходят деньги, выделенные на восстановление, считает член научного совета Московского центра Карнеги Алексей Малашенко.
Бровцев этот раунд противостояния выиграл, показав, что имеет не меньшую поддержку в Москве, чем Кокойты, отметил Малашенко.
Судя по всему, Кокойты хотел избавиться от Бровцева малой кровью: парламент проголосовал — и все, но, похоже, Москва его осадила, полагает эксперт. У него не вызывает сомнения, что «Кокойты управляется Кремлем, а разговоры о независимости — ерунда».
«Но, думаю, в итоге Бровцев уйдет, так как понятно, что Москва (в Южной Осетии) делает ставку на одного человека», — считает эксперт. Парламентская комиссия — лишний аргумент в пользу Кокойты, считает Малашенко. «Любая комиссия — это откладывание ситуации», — пояснил он.