Поправка депутата-единоросса Анатолия Губкина вносится в закон «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства», вступивший в силу в 2008 году. В 6-й статье закона перечислены 42 вида хозяйственной деятельности, в отношении которых применимы ограничения закона на участие иностранных инвесторов в капитале компаний, занятых этими видами деятельности.
Законом установлено, что сделки по приобретению более 25% (5% для добывающих компаний) голосующих акций (доли в уставном капитале) стратегически важной организации нуждаются в предварительном согласовании, решение о котором принимает правительственная комиссия по контролю за осуществлением иностранных инвестиций во главе с премьером. Федеральным органом, уполномоченным выполнять функций по контролю за иностранными инвестициями, является ФАС.
В действующей редакции прямо или косвенно относящимися к СМИ видами деятельности из этого перечня можно назвать четыре.
Пунктами 34―35 стратегическое значение для обороны и безопасности страны признаны «осуществление теле/радио вещание на территории, в пределах которой проживает население, составляющее половину или более половины численности населения субъекта РФ». 42-й пункт считает стратегической областью деятельность редакции и (или) издателя периодического печатного издания, «продукция которого выходит в свет тиражом каждого отдельного номера не менее чем один миллион экземпляров». Пунктом ранее стратегической отраслью признается и полиграфическая деятельность, если ее субъект «способен обеспечить печатание не менее чем двухсот миллионов листов-оттисков в месяц».
Губкин предложил в пунктах 34―35 убрать упоминание об охвате аудитории в пределах субъекта РФ, то есть признать стратегическими видами деятельности любое теле- и радиовещание.
«Расширение закона на местные телеканалы связано с переходом на цифровой формат, когда местные каналы будут распространяться совсем по-другому. Но ограничение нелогично, потому что всегда есть варианты обхода, и в кабельных сетях у нас полно иностранных компаний. Так или иначе их можно смотреть на их сайтах за пределами России», ― трактует завкафедрой истории и правового регулирования отечественных СМИ журфака МГУ Андрей Рихтер.
Для печатных СМИ депутат также предложил убрать сведения о размере тиража ― то есть стратегическим признается любой орган печати с каким угодно малым тиражом. В пункте 41 слова «субъект способен обеспечить печатание не менее чем двухсот миллионов листов-оттисков в месяц» заменить словами «обеспечивает (способен обеспечить) печатание не менее чем один миллиард листов-оттисков в год».
Самое главное новшество ― 43-й пункт, «оказание социально значимых услуг в сети интернет, число которых (услуг ― «Газета.Ru») на интернет-сайте превышает 20 миллионов в течение одного месяца за период не менее 6 месяцев подряд, при этом более 50% от общего числа таких услуг оказывается по запросам, поступившим с территории РФ».
В проекте уточняется, что можно считать такой услугой: осуществление поиска информации в сети по запросам пользователей; почтового сервиса; загрузке, хранению, просмотру визуального, аудиовизуального и иного материала; по просмотру и правке различного рода справочной информации; по созданию и размещению сайтов; по кооперативному обмену файлами (или их частями); иные коммуникационные услуги».
Иными словами, стратегическими видами деятельности признаются: поисковики (крупнейший российский игрок «Яндекс»), почтовые сервисы (Mail.Ru), файлообменники, сетевые хранилища информации, открытые библиотеки.
Любая деятельность в интернете в нынешней редакции закона к стратегическим видам не отнесена, но дискуссия по этому поводу на стадии принятия документа была. В конце 2008 года гендиректор «Яндекса» Аркадий Волож признавался в интервью газете «Ведомости»: «Отрасль (интернет – «Газета.Ru») тоже стратегическая, но не в юридическом смысле. Есть закон о стратегических предприятиях, интернет-компании им не регулируются, и это правильно. Регулировать все сайты и блоги технически сложно, да и вредно. Помните попытки регистрировать все принтеры в 80-е годы? Но крупнейшие компании интернета (не весь интернет, а именно самые крупные ресурсы) должны быть прозрачными, причем в обе стороны. Государство должно понимать, кто управляет компанией, кому она принадлежит и кто в ней принимает решения».
Во вторник представители «Яндекса» не смогли прокомментировать поправки единоросса.
«Законопроект ― попытка контролировать потоки информации, которая не очень эффективна и не очень перспективна», ― считает Рихтер. «Это пробный шар, чтобы прозондировать общественное мнение, ― опасается экс-руководитель НТВ Евгений Киселев. ― Если кто-то в России собирается осуществлять модернизацию, то возводить запретительные барьеры на пути иностранных инвестиций является, как сказал бы Владимир Ленин, архиглупостью».
Получить комментарии ФАС во вторник не удалось.
Профильным определен комитет Госдумы по строительству и земельным отношениям. Его член от «Справедливой России» Галина Хованская сообщила «Газете.Ru», что проект в комитете не обсуждался. Глава комитета Мартин Шаккум с инициативой однопартийца не знаком.
Депутат-единоросс Роберт Шлегель, не читавший закон Губкина, признал, что проблема проникновения иностранного капитала в СМИ есть: «СМИ в целом должны содержаться в большей степени отечественным капиталом. Понятно, что то или иное СМИ исповедует политику, которая предпочтительна инвестору. Но вызывает вопрос распространения поправки на более мелкие СМИ».