Германский концерн Daimler AG сворачивает свое участие в иранской компании Iranian Diesel Engine Manufacturing, являющейся дочкой нефтяной корпорации Iranian Khodro Diesel. Как объявил в среду глава концерна Дитер Цетше, такое решение принято «по политическим мотивам».
Daimler AG отказывается от 30-процентной доли в Iranian Diesel Engine Manufacturing и собирается и дальше сворачивать свои иранские активы. «С учетом текущей политической ситуации… мы в значительной мере пересматриваем эти бизнес-отношения», — объявил Цетше.
«Политика нынешнего иранского руководства заставила нас начать строить наши бизнес-отношения с этой страной на новой основе. Ни одна из этих мер не направлена против иранского народа», — заявил немецкий топ-менеджер на годовом собрании акционеров.
По словам Цетше, Daimler AG отозвал свою заявку на экспорт коммерческих автомобилей гражданского предназначения в Иран. Теперь немецкий концерн «ограничится» исполнением существующих обязательств перед иранской стороной.
Демарш немецкой фирмы, недавно попавшейся в США на «откатах» российским властям, директор Центра изучения современного Ирана Раджаб Сафаров считает вынужденным, учитывая быстрорастущий иранский рынок. «США просто пригрозили ухудшением условий для «Даймлера» на американском рынке», — уверен он.
До этого свернули свои контакты с Тегераном российский «ЛУКойл», британская Royal Dutch Shell, американская промкорпорация Ingersoll Rand.
Список компаний, отказавшихся от сотрудничества с Ираном в минувшие месяцы, широк. Это и швейцарские Glencore и Vitol, голландская Trafigura, британская British Petroleum и индийская Reliance, причем две последние отказались от работы на иранском рынке нефтепереработки еще в 2009 году.
Несмотря на колоссальные запасы нефти, Иран не обладает достаточными ресурсами для ее переработки, отчего испытывает постоянный бензиновый кризис. Тегеранские власти в лице главы комитета по транспорту и горючему Мохаммеда Роайана утверждают, что уже в течение следующего года будут готовы отказаться от закупок бензина, но независимые эксперты и статистика ОПЕК этого не подтверждают. В марте Иран закупал по 128 тысяч баррелей бензина ежедневно.
До недавнего времени среди поставщиков бензина в Иран оставались лишь пять компаний: «ЛУКойл», малайзийская Petronas, кувейтская Independent Oil Group, французская Total и государственные китайские компании. Вскоре из этого перечня выпал российский нефтегигант.
Сначала «ЛУКойл» окончательно вышел из проекта по разработке блока «Анаран», в котором ему принадлежали 25% (оставшаяся доля принадлежала норвежской компании StatoilHydro). В декабре вице-президент «ЛУКойла» Леонид Федун признал, что разрабатывать месторождение в условиях американских санкций, запрещающих инвестирование в иранскую экономику более $20 млн, смысла не имеет и его компания, приостановившая работы еще в 2007 году, убытки по разработке «Анарана» окончательно списала. По словам Сафарова, что у проекта мало перспектив, было понятно заранее. «До недавнего времени 20% акций «ЛУКойла» владела американская компания ConocoPhillips, опасавшаяся попасть под санкционную политику США», — считает эксперт.
По словам Дмитрия Павлова из Санкт-Петербургского центра изучения современного Ближнего Востока, перспектива ужесточения односторонних американских санкций, впервые введенных в 1996 году, серьезно действует на международных игроков. «Они так или иначе завязаны на американскую экономику и понимают невыгодность своих вложений в Иран», — заявил эксперт «Газете.Ru».
В начале апреля «ЛУКойл» прекратил и поставки в Иран продуктов нефтепереработки через своего трейдера Litasco. Объем поставок оценивался в 250—500 тысяч баррелей бензина примерно раз в два месяца. Операторская компания, подтвердили «Газете.Ru» в «ЛУКойле», работала во многих регионах мира, в том числе и на Ближнем Востоке. «Причины отказа работать с Ираном мы называть не будем», — заявил сотрудник пресс-службы российского концерна Владимир Семаков. По его словам, о возобновлении поставок можно будет говорить, когда «изменится конъюнктура».
С санкциями, обсуждаемыми шестеркой переговорщиков (5 постоянных членов Совбеза ООН и Германия), подмораживание бизнес-связей с Ираном вряд ли связано, считает он. «В 2006—2007 годах против Ирана были введены несколько пакетов санкций, но тогда это не отпугнуло западных инвесторов», — пояснил Павлов.
Последним крупным поставщиком топлива в Иран остается Китай — единственная держава, до сих пор не выступившая в поддержку возможных новых санкций против Ирана.
В среду стало известно о согласии китайской государственной компании Chinaoil продать Тегерану два танкера с бензином со сроками поставки в апреле.
Сумма сделки оценивается источниками Reuters в $55 млн, а общий объем поставляемого бензина — в 600 тысяч баррелей. «До этого (бензин поставлялся) через третьи компании, а это прямая сделка», — заявили информагентству нефтяные трейдеры, напомнив, что последняя сделка такого рода бал заключена более года назад, в январе 2009 года. Другая китайская нефтекомпания Sinopec также, по всей вероятности, отправляет в Иран танкер, заправленный во вторник в Сингапуре 250 тысячами баррелей.
На завершившемся ядерном саммите в Вашингтоне, где президент США Барак Обама принимал более 40 государственных лидеров, вопрос о выработке санкций против Ирана был одним из основных.
Накануне саммита Обама обратился к конгрессу с просьбой приостановить прохождение закона об односторонних санкциях, под действие которых подпадали бы иностранные компании, имеющие дела как в США, так и в Иране. Сенат одобрил эти меры еще 11 марта и ждет теперь согласования документа с нижней палатой.
На саммите в Вашингтоне президент Дмитрий Медведев подтвердил, что Россия более не считает принятие нового пакета мер в отношении Тегерана невозможным, хотя и напомнил опять, что они должны быть «умными» и не наносить ущерба иранскому населению. Замминистра иностранных дел России Сергей Рябков, поясняя слова Медведева, заявил, что, говоря об «умных санкциях», Москва выступает как раз против полного запрета на поставки Тегерану бензина. Пекин также настаивает на том, чтобы от санкций не страдал энергетический сектор страны, являющейся четвертым поставщиком нефти-сырца для Китая.
Пекин после нескольких месяцев таймаута также дал добро на возобновление шестисторонних консультаций по иранской ядерной проблеме, которые на Западе воспринимают как раз как площадку для выработки санкций. О том, что Китай теперь «в обойме», заявляли источники в Белом доме после встречи председателя КНР Ху Цзиньтао с Обамой на полях саммита. В то же время источники утверждают, что постпред Китая при ООН Ли Баодун на встрече со своими коллегами по «шестерке» еще в минувший четверг выразил неудовольствие по поводу «энергетических санкций».
«Китай продает Ирану бензин в настоящее время, но это политическое «спасение лица» вскоре закончится, — уверен американский экономист Кент Мурз. — Китайский внутренний рынок переживает бум внутреннего спроса и вскоре потребует от Пекина внимания к тому, что происходит дома, вместо того чтобы играть в «бензиновую политику» за рубежом».