В среду в ходе программы «Итоги года с президентом» Медведев сделал несколько политических заявлений не в духе «суверенной демократии».
«Общая юридическая обстановка по итогам выборов показывает, что выборы прошли нестерильно, кое-где были нарушения. Наиболее серьезные сложности были в Дербенте, буквально несколько дней назад состоялись решения (об отмене итогов выборов мэра города – «Газета.Ru»)», — сказал Медведев, отвечая на вопрос руководителя ВГТРК Олега Добродеева о региональном голосовании в октябре. Признать большую серьезность нарушений президенту помешало небольшое, по его мнению, количество исков, поданных недовольными участниками выборов. «Их всего около 450–460 по России в целом. В Москве, где было тоже много претензий, всего где-то 20 с небольшим требований находятся в судах и, по-моему, 37 было мер прокурорского воздействия», — посетовал глава государства.
В Центризбиркоме и партии «Единая Россия» с готовностью признали правоту президента. «Претензии и недостатки были, — заявил «Газете.Ru» член ЦИК Василий Волков. — Но не носили массового характера, а потому не оказали влияния на волеизъявление граждан». На мартовских выборах ЦИК усилит контроль за соблюдением законов, пообещал Волков.
Глава ЦИК «Единой России» Андрей Воробьев заявил, что президент «достаточно реалистично» подвел итоги года, в том числе и в части, касающейся оценки прошедших региональных выборов. «Да, наверное, политическая борьба не проходит стерильно, но в целом она ведется в рамках закона», - заявил он «Газете.Ru».
Руководитель юридической службы КПРФ депутат Вадим Соловьев опроверг данные президента о количестве исков, поданных оппозицией. «Я не знаю, откуда у президента эти цифры. Считаю, что его дезинформировали. Только КПРФ подала в суды 47 исков, и это только начало», — заявил «Газете.Ru» парламентарий. На оспаривание итогов выборов в судах у недовольных есть год.
«Дмитрий Анатольевич, а вам знакомо понятие «басманное правосудие»?» — поинтересовался у президента руководитель Первого канала Константин Эрнст. «Да, я слышал этот термин. Я не уверен, что он является точным или корректным. Но если под «басманным правосудием» понимается принятие несправедливых решений любым судом в самых разных местах нашей страны, то есть так называемых неправосудных решений, как говорят юристы, то это зло, и с этим нужно бороться, бороться мерами юридического реагирования», — признался президент.
«Такие решения или приговоры должны отменяться, а если они приняты под воздействием тех или иных обстоятельств, будь то деньги, политическое давление, иные факторы, – лица, которые такие приговоры и решения принимают, должны подвергаться ответственности, нести ответственность перед законом, перед страной», — заявил Медведев.
Понятие «басманное правосудие» прочно ассоциируется с судебными решениями в отношении фигурантов «дела ЮКОСа», в том числе в отношении экс-руководителей ЮКОСа Михаила Ходорковского и Платона Лебедева. Накануне президиум Верховного суда отменил четыре решения, в том числе и Басманного суда Москвы, арестовавшего Лебедева в 2003 году.
В последние месяцы премьер-министр Владимир Путин, отвечая на вопросы о ЮКОСе, давал понять, что Ходорковский осужден вовсе не за то, в чем он действительно виноват. Однажды Путин сравнил случаи Ходорковского и мафиози Аля Капоне.
Первый зампред комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству единоросс Владимир Груздев поддержал президента в его желании бороться с «басманным правосудием» в государстве. Он не стал говорить о фактах «политического давления» на суды, ограничившись словами о проявлениях их коррумпированности.
Тему внесистемной оппозиции также поднял Эрнст: «Какое место в политической жизни России вы видите для представителей внесистемной оппозиции, для таких людей, как Касьянов, Каспаров?» «Вы знаете, так называемая внесистемная оппозиция, она потому и внесистемная, что она себя внутри политической системы не видит. Они сами выбрали такое место. Это их право», — не удивился вопросу президент. «Я отношусь к этому с уважением, если при этом не происходит нарушения нашего законодательства – избирательного, законодательства об общественных объединениях, о митингах и так далее. То есть если так называемая внесистемная оппозиция действует в пределах закона, пусть себе работает как ей нравится. Они тоже, наверное, отражают чьи-то предпочтения, правда, я иногда затрудняюсь ответить, чьи. Но это уже вопрос внутренней оценки, не хотел бы никого обижать», — подытожил глава государства.
Касьянов считает, что Медведев и Путин сами виноваты в том, что не знают, какая часть общества поддерживает лидеров внесистемной оппозиции. «Медведев и Путин виноваты в том, что сегодня в России не существует института выборов, из которых они и все остальные граждане смогли бы узнать, какое количество людей разделяют ценности демократического государства и желают жить в свободной цивилизованной стране», — заявил Касьянов «Газете.Ru».
Тезис о том, что Касьянов и Каспаров «сами выбрали» место за пределами политической системы, Касьянов подтвердил: «В политической системе, которую преднамеренно создали Путин и Медведев, для свободных людей нет места». Радикализация оппозиции в России является следствием действий властей, считает Соловьев.
Источник в Кремле заверил «Газету.Ru», что с руководителями трех телеканалов обсуждались только темы разговора с Медведевым, а вопросы, которые они задавали, не оговаривались. «Ничего случайного в таких вещах не бывает», — считает политолог Дмитрий Орешкин. «Случайность вопросов исключена, особенно учитывая психологический настрой интервьюеров – руководителей крупнейших телеканалов», — заявил политолог Станислав Белковский.
По мнению Орешкина, своими ответами Медведев «позиционирует себя на фоне Путина», так как явно собирается идти на второй президентский срок. Путин, вероятно, также снова пойдет в президенты, считает собеседник «Газеты.Ru». Если дойдет до прямой конкуренции между действующим президентом и премьером, Медведев должен быть уверен по крайней мере в независимом подсчете голосов избирателей, неподкупности судов, поддержке своей кандидатуры со стороны региональных элит и в подчинении правоохранительных органов. Отсюда темы, затронутые президентом в программе, считает Орешкин.
По мнению Белковского, Кремль избрал и «четко придерживается линии на генерацию фиктивных сигналов». Медведев выступил в присущем ему духе «консервативного модернизатора», который позволяет «сколько угодно говорить, но ничего не предпринимать», иронизирует политолог.