Государственная власть будет способствовать повышению авторитета судебной власти. Об этом президент Дмитрий Медведев заявил на встрече с судьями Конституционного суда, которая состоялась в пятницу в подмосковной резиденции Барвиха. Он уверен, что это необходимо, как для текущей ситуации, так и для будущего.
Медведев пояснил, что в таком довольно сложном и тонком деле, как поддержка авторитета судебной власти в целом и КС в частности, все должны сыграть свою роль: «и президент России как гарант Конституции, и судьи Конституционного суда, потому что они тоже граждане РФ, и представители исполнительной власти, и представители законодательной власти». При этом он заверил, что все, что необходимо сделать по президентской вертикали и исполнительной власти, обязательно будет сделано.
Председатель КС Валерий Зорькин рассказал президенту, что с января по ноябрь 2009 года в КС поступило 18,5 тысяч обращений граждан, что больше на 4 тысячи по сравнению с прошлым годом. Медведев заметил, что такой рост как раз свидетельствует об авторитете и росте доверия граждан. Судья КС в отставке Тамара Морщакова в беседе с «Газетой.Ru» отметила, что «авторитет КС зависит от его собственных решений», а он всегда в стране был высоким.
Президент отметил важность решений, которые принимаются КС. Особо он обратил внимание на дело по определению недееспособности человека. «То, что вы по этому вопросу высказались, и то, что сегодня возможность участвовать в этом процессе по признанию лица недееспособным предоставлена может быть и самому лицу, и его представителю, — это на самом деле, мне кажется, шаг вперед в обеспечении гарантий защиты прав и свобод человека», — заметил Медведев. Председатель КС Валерий Зорькин согласился, что теперь в случае рассмотрения таких дел человеку «должна быть предоставлена возможность высказать свою позицию».
Зорькин напомнил, что с 1 января 2010 года на территории всей России смогут работать суды присяжных – пока их нет только в Чечне. С появлением суда присяжных во всех регионах страны связан мораторий на применение смертной казни. В ноябре по запросу Верховного суда КС дал разъяснение, в соответствии с которым, независимо от условий моратория, смертная казнь все равно не может применяться. Медведев заговорил о том, что используются далеко не все наказания, которые предусмотрены российским законодательством (тема, которую он поднимал уже не раз). По его мнению, с точки зрения социальных последствий, наличие широкого спектра наказаний, «зачастую не связанных с лишением свободы, но ограничивающих возможности человека», должно использоваться шире.
Тема отставки судьи Анатолия Кононова, который с 1 января 2010 года складывает полномочия, на встрече не поднималась. Источник в Кремле пояснил «Газете.Ru», что этот вопрос касается судейского сообщества.
Сам Кононов отсутствовал на встрече по причине болезни. А утром в «Российской газете» была опубликована статья Зорькина, посвященная судьям Кононову и Ярославцеву (последний приехал в подмосковную резиденцию). Зорькин обвинил своих коллег в исполнении «заказа» на развал России. Причиной такого выпада стали интервью Ярославцева El Pais со словами о зависимости российской судебной системы от Кремля и более позднее интервью Кононова «Собеседнику» в поддержку этой же мысли. В итоге осенью на пленуме КС оба судьи были отчитаны, и Кононов подал в отставку, а Ярославцев взял самоотвод из Совета судей РФ.
По словам Морщаковой, Зорькин до этого публично отвечал только на ее заявления, «а теперь ответил и другим судьям». Другие подобные случаи собеседнице «Газеты. Ru» неизвестны. Сама статья, где также шла речь о моратории на смертную казнь и других вопросах, также на встрече не обсуждалась.