В пятницу Карабулакский городской суд Ингушетии вынес приговор милиционеру Ибрагиму Евлоеву, который обвинялся в убийстве по неосторожности своего однофамильца, лидера ингушской оппозиции и владельца независимого сайта «Ингушетия.Ru» Магомеда Евлоева. Ибрагим Евлоев приговорен к двум годам колонии-поселения, сообщает «Ингушетия.Org».
Мотивировочная часть судебного решения пока не известна. Отец Магомеда Евлоева, Яхья Евлоев, объяснил мягкость суда давлением бывшего министра внутренних дел республики Мусы Медова, которому подсудимый приходится племянником.
«Судья Тумгоев признался мне, что ему звонил Медов и просил не наказывать своего племянника», — сказал Яхья Евлоев журналистам. Он намерен обжаловать решение суда, «хотя знает, что это радикально ничего не изменит».
Магомед Евлоев погиб 31 августа 2008 года. Он был задержан в аэропорту ингушского Магаса, куда прилетел из Москвы в одном самолете с экс-президентом Ингушетии Муратом Зязиковым. Милиция, встречавшая Зязикова, забрала и Евлоева. Это видели его родственники и друзья, встречавшие его в аэропорту. Их попытки освободить Евлоева, результата не дали: прямо в милицейской машине оппозиционеру выстрелили в висок. Врачи назрановской больницы пытались его спасти, но не сумели.
Человеком, выстрелившим в Евлоева, оказался однофамилец оппозиционера Ибрагим Евлоев — глава охраны Медова. Его имя в первые же дни выяснили и назвали родственники и друзья Магомеда. По версии милиции, оппозиционер был задержан для привода на допрос по делу, где он проходил свидетелем, но в автомобиле начал сопротивляться, попытался вырвать из рук Ибрагима Евлоева оружие, которое случайно выстрелило ему в голову. В результате дело было возбуждено по статье об убийстве по неосторожности.
В Ингушетии в «случайный выстрел в висок» никто не поверил. Следователь, подписавший вызов Евлоева на допрос, признался, что сделал это по распоряжению начальства уже после того, как оппозиционер погиб.
Судьи в Назрани один за другим отказывались слушать это дело, ссылаясь на родственные отношения либо с подсудимым, либо с потерпевшими. В результате дело оказалось в Карабулакском суде, который не сумел добиться вызова в суд всех свидетелей происшедшего, включая подсудимого, который все это время находился под подпиской о невыезде.
Родственники и друзья Магомеда Евлоева настаивают на переквалификации дела об убийстве оппозиционера. Они убеждены, что Евлоев был убит умышленно, по приказу Зязикова, который был отправлен в отставку вскоре после трагедии. Они пытались обжаловать выводы следствия в судах в России, теперь защитник семьи Магомеда Евлоева Муса Плиев пытается инициировать такой же процесс в Европейском суде по правам человека в Страсбурге. Он убежден, что своей позицией по делу Евлоева власти фактически выдали «лицензию на отстрел других правозащитников». «После Магомеда были убиты (ведущий сотрудник чеченского офиса «Мемориала») Наталья Эстемирова и (соратник Магомеда Евлоева) Макшарип Аушев», — напомнил собеседник «Газеты.Ru».
Плиев просит, чтобы дело Евлоева Страсбург рассмотрел в приоритетном порядке, чтобы, в частности, не были уничтожены документы, которые в деле имеются в настоящее время. В этом же суде, вероятно, в конце концов окажется и сегодняшнее решение Карабулакского суда, которое, уверен адвокат, в России обжаловать не удастся. Кроме того, рассматривается вариант обращения в ООН, в Совет по правам человека, который мог бы сформировать комиссию для расследования обстоятельств гибели Евлоева, сказал собеседник «Газеты.Ru». «Я с самого начала говорил, что ждать решения суда по этому делу не имеет смысла. Дело не раскрыто, следствие не ответило на главные вопросы — кто был заказчиком убийства, каким был мотив и т. д.», — пояснил адвокат. Ответственность за это собеседник «Газеты.Ru» возлагает на следственные органы. «Конечно, можно сейчас шельмовать суд, но обвинять судью я бы не хотел. Пока суды в нашей стране будут зависимы от органов власти, их решения будут такими», — считает адвокат.