Затянувшиеся на рекордные восемь часов переговоры в рамках Государственного совета Союзного государства России и Белоруссии, прошедшие накануне в Москве, показали, что отношения двух государств, празднующих 10-летие начала интеграции, остаются основанными на торге.
Как заявил сам белорусский президент Александр Лукашенко, на встрече поднимались 18 вопросов, однако по итогам переговоров на высшем уровне были подписаны только три документа: совместная праздничная декларация, договор о развитии военно-технического сотрудничества и межправительственное соглашение об учреждении и условиях деятельности культурно-информационных центров.
Относительно принципиального для двусторонних отношений вопроса стоимости для Минска российского энергосырья президенты были невразумительны. «Мы приняли принципиальное решение — положительно ответить на различные обращения, касающиеся того, как будет происходить сотрудничество в нефтяной сфере», — объявил Медведев. Он не стал уточнять, что имеет в виду, упомянув, что над «разумными развязками» работали вице-премьеры.
«Это наиболее важное решение, которое будет способствовать развитию энергетического сотрудничества, как минимум не создаст затруднений белорусским партнерам и в то же время сделает сотрудничество более современным», — отметил Медведев.
В чем состоит обещанная модернизация — неясно.
Как рассказал в тот же день госсекретарь Союзного государства России и Белоруссии Павел Бородин, цены на российские нефть и газ для Белоруссии останутся в 2010 году на прежнем уровне. Такое поручение дали своим подчиненным президенты и премьеры.
Льготы, которыми платит Москва за близость, грозились отменить все последние несколько лет. В прошлом году стоимость энерготоплива впервые была привязана к среднеевропейской: от этой цены Минск должен был платить 67%. Планировалось, что уже в этом году Белоруссия будет рассчитываться за поставки по 80-процентной стоимости, а на следующий год оплачивать нефть и газ за 90% от среднеевропейской цены. Пока что из-за кризиса в отношении Белоруссии до сих пор действует 33-процентная льгота.
Но в Минске хотели бы большего. С созданием Таможенного союза цены на энергоносители для Минска могли бы быть приравнены к внутрироссийским, рассказал «Газете.Ru» один из членов белорусской делегации.
Решение вопроса об экспортной пошлине на нефть еще на саммите Таможенного союза в Минске 27 ноября было отложено на следующий год.
До 1 июля стороны должны договориться еще по одному проблемному вопросу — пошлине на автомобили. Если для юридических лиц Белоруссия поднимает их до высокого российского уровня с 1 января, то для простых граждан они еще минимум на полгода останутся на прежнем уровне. «Конечно, поднятие пошлин вызовет неудовольствие в обществе, на «Жигулях», извините, наш народ ездить разучился», — сказал белорусский чиновник.
Накануне встречи белорусский депутат Николай Чергинец, отправившийся вместе с Лукашенко в Москву, признавал в беседе с «Газетой.Ru», что будущих договоренностей «белорусские автомобилисты опасаются». «Что же делать, такова суть компромисса, где-то ты идешь на уступки, где-то навстречу идут тебе», — считает он.
Всего спорных позиций, по которым должны установить единые тарифы, около 600.
Скорее всего, белорусское руководство подняло на переговорах тему, оставшуюся с прошлого госсовета: оснащение единой региональной системы ПВО российским оружием.
Как рассказал член белорусской делегации, протокол об этом Минск предлагал подписать в пакете с самим соглашением о региональной ПРО. В документе предлагалось, чтобы Россия поставляла белорусским подразделениям вооружения бесплатно, но при этом они формально могли бы оставаться в собственности России или Союзного государства. Москва выступает против этого протокола. По итогам переговоров президенты о нем не упомянули, зато было подписано соглашение о развитии военно-технического сотрудничества. Оно не имеет отношения к региональной ПВО, сказал собеседник «Газеты.Ru». Подробнее о содержании договора о ВТС чиновники говорить отказались.
О документе в области военно-технического сотрудничества конкретики еще меньше. «Это, несмотря на то что у нас особые отношения и союзнические отношения, это все равно очень важный документ, которого нам не хватало. Мы договорились, кстати, интенсифицировать и работу по ратификации тех соглашений, которые были подписаны во время проведения предыдущего ВТС, в том числе касающихся противовоздушной обороны и некоторых других вопросов», — ограничился Медведев.