Дата Высшего госсовета была согласована примерно за неделю до мероприятия, что по меркам встреч глав государств довольно поздно. Еще в начале прошлой недели источник в постоянном комитете Союзного государства называл два варианта: президенты могли встретиться как 8 декабря, так и 10-го. Предпочтительной выглядела первая дата, поскольку именно 8 декабря 1999 года был подписан договор о Союзном государстве: тогда церемонию символически назначили на очередную годовщину заключения Беловежских соглашений, ознаменовавших распад СССР. Кроме того, на тот же день был намечен торжественный прием в Государственном Кремлевском дворце, посвященный десятилетию российско-белорусского союза.
Однако в прошлый четверг на встрече с госсекретарем Союзного государства Павлом Бородиным Лукашенко заявил, что госсовет пройдет все-таки 10-го.
«Почему россияне не хотят восьмого проводить, а десятого? Но для нас это не принципиально, если там нет каких-то подводных течений», — засомневался президент Белоруссии.
Как объяснил сотрудник российского МИДа, Кремль, исходя из рабочего графика президента, с самого начала планировал госсовет на 10 декабря. Лукашенко мог ввести в заблуждение госсекретарь Союзного государства Павел Бородин, который в письмах обоим президентам предложил свою дату. «Какое именно число было в посланиях — не знаю, но после этого письма у Лукашенко появилась уверенность, что госсовет должен пройти восьмого», — сказал собеседник «Газеты.Ru».
Перенос госсовета вызван техническими причинами — неподготовленностью некоторых документов и материалов, сказал «Газете.Ru» белорусский депутат Николай Чергинец, который отправился в Москву в составе делегации Белоруссии.
«Президент не выказывал недовольства, он чисто по-человечески прокомментировал сложившуюся ситуацию», — отреагировал он на слова Лукашенко.
О том, как провел вторник Медведев, известно, что он встретился с генпрокурором Юрием Чайкой, обсудив с ним произошедший в ночь на 5 декабря пожар в Перми, где погибли больше 120 человек. Кроме того, в этот день он обсудил с руководством «Единой России» кандидатов на пост губернатора Ямало-Ненецкого округа. Госсовет будет в большой степени просто юбилейным официальным мероприятием, после пожара российскому президенту не до международных проблем, считает член общественного совета при администрации президента Белоруссии Сергей Мусиенко.
Как сообщил сотрудник российского МИДа, по итогам госсовета будут подписаны три документа: договор о развитии военно-технического сотрудничества, разработанный министерствами обороны, соглашение о создании культурно-информационных центров и совместная декларация. По словам Мусиенко, хотя на госсовете наверняка зайдет речь о программе сотрудничества в топливно-энергетической сфере, более подробно вопросы энергоносителей, в том числе и судьбы экспортных пошлин на российскую нефть в условиях Таможенного союза, будут обсуждаться во время приезда в Минск вице-премьера Игоря Сечина, который должен состояться на днях.
По мнению главы Центра изучения СНГ при МГУ Алексея Власова, накануне госсовета все говорило о том, что документы готовились «буквально на коленке». «Не было даже утечек с самого верха, которые обычны накануне встреч такого уровня», — сказал эксперт. «Это только в лучшей степени показывает, как обстоят дела в российско-белорусских отношениях: никак», — заключил он. Что касается договора о ВТС, то военно-техническое сотрудничество — это одна из немногих тем, на которую Москва и Минск могут говорить, не устраивая скандал, добавил Власов.