Президент Белоруссии Александр Лукашенко в пятницу вечером произвел масштабные кадровые перестановки в правительстве. Было назначено сразу пять новых министров.
Самые серьезные изменения претерпел экономический блок кабинета министров. Так, новым министром экономики стал экс-зампред администрации президента Николай Снопков.
Раньше Снопков работал зампредседателя по вопросам экономики, рыночных отношений и приватизации Горецкого райисполкома, а с 2000-го по 2007 год начальником финансового управления Могилевского облисполкома. В администрации он работал заместителем руководителя с начала этого года.
Кроме того, Владимир Полуян был назначен министром по налогам и сборам, а Марианна Щеткина — министром труда и социальной защиты.
По словам политолога Кирилла Коктыша, «проблемы Белоруссии в экономике очевидны — кризис и падение экспорта, который так и не восстановился». «Кризис ставит перед экономическим блоком нетривиальные задачи, которые предыдущие люди не смогли решить, и не факт, что это сможет сделать новый состав. По крайней мере, новой экономической парадигмы не предложено», — сказал эксперт «Газете.Ru».
Известный белорусский оппозиционер, лидер Объединенной гражданской партии Анатолий Лебедько считает, что «Лукашенко просто перетасовал карты, а экономическая стратегия и политика останутся те же». «Вот если бы он на экономические должности назначил авторов антикризисной программы из оппозиции, то было бы другое дело», — сказал Лебедько «Газете.Ru».
Новым министром информации был назначен Олег Пролесковский, которого белорусская независимая пресса назвала «известным закручивателем гаек в сфере идеологии».
До вступления на новую должность он возглавлял информационно-аналитический центр при администрации президента. Бывший министр информации Владамир Русакевич возглавлял министерство с 3 августа 2003 года. Оппозиционное издание «Хартия-97» утверждает, что Пролесковский известен тем, что при принятии нового белорусского закона о СМИ настаивал на «усилении ответственности за информацию в интернете» и предлагал возложить ответственность за распространение информации в интернете не только на администратора сайта, но и на владельца интернет-ресурса и провайдера.
Лебедько считает Пролесковского «человеком из идеологической вертикали». «Его назначение означает, что послаблений на медийном поле не ожидается», — добавил оппозиционер. Коктыш напоминает, что новый министр информации был главным идеологом кампании «За Беларусь».
«Назначение Пролесковского — это усиление линии на суверенитет страны, а не ориентации на Запад или Россию — прозападной или пророссийской», — считает Коктыш.
Кроме того, Лукашенко поменял местами главу совбеза и министра обороны страны. Леонид Мальцев стал государственным секретарем совета безопасности, а Юрий Жадобин назначен министром обороны Белоруссии. Коктыш затруднился объяснить эту рокировку, сказав, что, по его данным, оба чиновника «хорошо сидят» и имеют серьезное влияние. Кроме того, были назначены новые первый зампред государственного военно-промышленного комитета Роман Головченко, начальник генерального штаба вооруженных сил Петр Тихоновский, начальник главного управления кадров минобороны Михаил Пузиков.
Николай Корбут назначен управляющим делами президента. Как напоминает «Хартия-97», весной минувшего года Корбут перенес обширный инсульт и еще 26 ноября, по информации «Народной воли», находился на домашнем лечении — его речь до конца не восстановилась.
В целом внятного объяснения перестановкам не дали как в экспертном сообществе, так и в оппозиции.
«Это может быть демонстрацией силы власти. Лукашенко явно необходимо было показать силу, но, кому именно, неясно. Может, с созданием Таможенного союза связано. Более точно сказать пока трудно», — сказал Коктыш. Политолог добавил, что менять все правительство во главе с премьером Сергеем Сидорским не имело смысла, так как замены ему, особенно в концептуальном смысле, у Лукашенко нет. По мнению Лебедько, Лукашенко попытался выпустить пар народного недовольства. «Идет накопление неудовлетворения в народных массах: уже больше 50% готовы голосовать за новое лицо на президентских выборах. Две трети очень негативно оценивают экономический курс правительства, и президент просто нашел стрелочника», — считает оппозиционер.