Большинство швейцарцев, пришедших к урнам для голосования в воскресенье, — 57,5% — высказались за запрет строительства минаретов исламских мечетей на территории конфедерации. Волеизъявление граждан имеет силу закона, и с момента утверждения результатов референдума запрет вступит в силу. Все формальные требования к организации референдума были соблюдены. Противники строительства минаретов победили в большинстве кантонов и полукантонов – 22 из 26.
Швейцарская конституция, закрепляющая свободу вероисповедания, будет дополнена положением о запрете создания молельных башен. «Следовательно, строительство новых минаретов в Швейцарии более не разрешено», — говорится в заявлении федерального правительства, выпущенного после объявления результатов голосования.
Запрет не коснется строительства новых мечетей или молельных домов. Не распространяется он и на уже существующие в стране минареты.
Глава минюста Эвелина Видмер-Шлумпф, отвечавшая в правительстве за исламский вопрос, сразу же после объявления итогов референдума туманно заявила, что результаты голосования являются «выражением некоторых опасений, существующих среди населения, в отношении исламистских экстремистских течений». Мнение граждан следует принимать всерьез, но и «не стоит забывать, что Швейцария остается открытой страной».
Ее коллега по правительству, Мишлин Кальми-Рей, возглавляющая МИД, попыталась объяснить, что своим голосованием большинство швейцарцев вовсе не хотели «отвергнуть мусульманскую общину», и вообще, такие результаты надо рассматривать в «общем контексте экономического кризиса».
Мусульманами в Швейцарии себя считают около 400 тыс. человек, или около 5% всего населения. При этом на 150 мечетей приходится всего четыре минарета, и в строительстве новых все последние годы под разными предлогами местные власти мусульманской общине отказывали. Согласие в 2007 году коммунальных властей города Лангенталь на пристройку минарета к мечети, объединяющей около 3 тыс. мусульманских семей, дало повод к началу общефедеральной кампании протеста.
В поддержку запрета на строительство минаретов выступили не только борющиеся с «исламофашизмом» ультраправые организации или обеспокоенные ростом исламского экстремизма. «За» высказалась и крупнейшая в парламенте Швейцарская народная партия.
Минарет, по мнению одного из ее представителей, депутата Ульриха Шлюера, является «политическим символом противостояния интеграции, поддержки сегрегации и, в первую очередь, навязывания шариата как нормы, параллельной швейцарскому законодательству».
Оргкомитет кампании «Да запрету минаретов в Швейцарии» использовал агрессивную агитацию. По всей стране были расклеены постеры, на которых ощетинившиеся наподобие ракет минареты тянулись вверх на фоне швейцарского флага, который, будучи обрублен по краям, напоминал гроб. На переднем плане чернела с головы до ног укутанная девушка-мусульманка. Но до самого последнего времени опросы общественного мнения говорили о том, что предложение не пройдет.
Правящая коалиция демократических христиан, социал- и радикал-демократов выступала против поправки к Конституции. «Федеральный совет (правительство) остается при мнении, что запрет на строительство минаретов не является адекватной мерой для сдерживания экстремистских тенденций», — цитирует Видмер-Шлумпф британский телеканал BBC.
Правомочность референдума будет оспорена. Как заявила Манон Шик, глава бюро правозащитной организации Amnesty International в Женеве, воскресное решение нарушает международное право и обязательства, принятые на себя Швейцарской Конфедерацией перед мировым сообществом. По ее словам, запрет является еще и бессмысленным, поскольку 90% швейцарских мусульман — выходцы из Турции и Косово, лишь часть из которых соблюдают все установления пророка Мухаммеда. Это касается и ношения традиционного мусульманского женского платья.
Решение швейцарских граждан может серьезно осложнить позиции Берна в отношениях с исламским миром и ставит под вопрос традиционную роль Швейцарии как нейтральной страны и третейского судьи при решении международных конфликтов.
К тому же может начаться отток капиталов, которые держат в швейцарских банках арабские шейхи, предупреждает газета Tribune de Geneve.
Референдум прошел считанные дни спустя после завершения хаджа, когда миллионы паломников еще находятся на территории Саудовской Аравии и могут следить за новостями из Швейцарии из паломнических центров, указывает газета Le Matin, притом что освещение со стороны арабоязычных каналов нельзя назвать благоприятным. «Согласно нашей информации, некоторые (швейцарские. – «Газета.Ru») посольства на мусульманской земле вчера начали баррикадироваться», — сообщает Le Matin.
Результатами голосования недовольны и европейские левые, и американская пресса.
Французский министр иностранных дел Бернар Кушнер объявил, что потрясен решением швейцарцев. «Сначала некоторые германские земли запретили ношение платков для учительниц-мусульманок в государственных школах, потом французы лишили женщин-мусульманок права носить хиджаб, теперь это. Что дальше? Тюремное заключение для тех, кто исповедует ислам?» — возмущается Мухаммед Анвар, обозреватель онлайн-издания Examiner.com. The Wall Street Journal придерживается иного мнения. «Швейцарская прямая демократия показывает свой характер, когда швейцарские избиратели используют ее, чтобы выступить против собственной политической элиты, как и случилось на этот раз», — говорится в редакционной колонке бизнес-издания.