Дмитрий Медведев появился в Георгиевском зале в 12.01 и решительно поднялся на трибуну. К этому моменту зал был уже полон. Премьер Владимир Путин сидел в первом ряду по центру, между двумя спикерами парламента – Борисом Грызловым по левую руку и Сергеем Мироновым по правую. Здесь же, рядом с Мироновым, оказался патриарх Кирилл.
Первые слова послания Медведева почти полностью перекликались с его статьей «Россия, вперед», в которой он обрушился с критикой на устройство российской экономики. В послании президент критиковал не только советский опыт, но и последние годы, то есть эпоху Владимира Путина.
«Престиж отечества и национальное достояние не могут до бесконечности определяться достижениями прошлого. Вся инфраструктура создана еще советскими специалистами, не нами, и хотя она удерживает нашу страну на плаву, но стремительно устаревает и морально, и физически», — заметил он. Советский Союз, по его мнению, не справился с конкуренцией из-за закрытости и тоталитарного общества, так и оставшись индустриально-сырьевым гигантом.
Призвав слушающих его в зале к созданию новой экономики, в которой «вместо архаичного общества, где вожди думают и решают за всех», будет общество «умных и ответственных людей» (на этих словах в зале первый раз захлопали), Медведев обнаружил, что в годы его предшественников ничего сделано не было. Правда, никаких фамилий он не называл.
«Необходимость перемен стала особенно очевидной в последние месяцы, когда глобальный финансовый кризис ударил по всем, но в России экономический спад оказался глубже, чем в большинстве стран», — констатировал президент. «Не стоит искать причины кризиса только вовне», — призвал Медведев.
«В предыдущие годы мы сами недостаточно сделали для решения проблем», — пришел к выводу президент. Экономика, по его мнению, так и осталась примитивной, привычка жить за счет экспорта сырья никуда не делась.
«Конкурентоспособность товаров российской экономики позорно низка», — пришел он к выводу. Тут Медведев пригрозил абстрактным неэффективным предприятиям, в которых легко угадывался «АвтоВАЗ». «Неэффективные предприятия должны пройти процедуру финансового оздоровления или уйти с рынка, их защита высокими торговыми барьерами не будет продолжаться вечно», — строго заметил российский лидер.
«Пока росли цены на нефть, у многих, почти у всех, были иллюзии, что структурные реформы могут подождать», — заметил он. «Больше медлить нельзя. Модернизация и технологическое обновление всей государственной сферы — вопрос выживания в современном мире», — пришел к выводу президент.
Кризис Медведев привычно предложил решать путем снижения проблемы с безработицей, оздоровления финансового сектора и решения проблем моногородов. При этом президент дал несколько поручений правительству.
На словах «правительство должно» камеры выхватывали сидевшего в первом ряду Путина, который в этот момент демонстративно закатывал глаза куда-то ввысь, к потолку Георгиевского зала.
Более получаса Медведев уделил различным научным и цифровым идеям. Например, он предложил создать электронную систему госзаказов по строительству объектов инфраструктуры, в том числе дорог. Сейчас строительство дорог, по мнению главы государства, ведется по ценам, в несколько раз завышенным по сравнению с мировым уровнем. «В отдельное направление в рамках модернизационного проекта выделены программы развития ядерной энергетики», — сказал глава государства, сообщив, что нужно создать «двигательную установку, способную обеспечить космические полеты даже на другие планеты». Президент попросил в течение пяти лет обеспечить на всей территории страны широкополосный доступ в интернет (хотя не везде есть даже интернет через телефонный модем), четвертое поколение мобильной связи (хотя до сих пор не заработало третье поколение) и цифровое телевидение.
Но если обещания инноваций были ожидаемы, то предложение поправить часовые пояса оказалось сюрпризом.
«Задумывались ли мы, насколько такое дробное деление поясов удобно? Можно обходиться и меньшей разницей во времени. Нужно рассмотреть возможность сокращения поясов и перехода на летнее и зимнее время. Я надеюсь, что специалисты дадут нам объективный ответ на эти вопросы», — сообщил глава государства.
Как и предсказывалось, президент в экономической части послания заговорил об эффективности госкорпораций, но ничего определенного о судьбе конкретных структур он предлагать не стал. По его оценке, «госкорпорация как форма неэффективна», и они должны быть либо ликвидированы, если для них предусмотрены конкретные сроки, либо преобразованы в акционерные общества с государственным участием. «В дальнейшем они могут быть проданы частным инвесторам», – сказал президент.
В политической части послания Медведев огласил новый пакет избирательных поправок. Медведев пришел к выводу, что многопартийная система в целом сложилась и партии прошли испытание временем, но «есть проблемы в организации выборов, низкий уровень политической культуры».
Президент удивился, что в многомиллионной, экономически сильной Москве всего 35 членов столичного парламента, а в народном хурале Тувы, где население в 30 раз меньше, 162 депутата. «Нужно подумать о гибком выравнивании этих перекосов», — предложил он.
Кроме того, глава государства предложил гарантировать в региональных парламентах права всех фракций на участие в руководстве палат и распространить на региональные выборы норму о том, что партии, за которые проголосовало более 5%, получают один-два депутатских мандата. Также, по его мнению, партии, не представленные в Госдуме, но представленные в региональных парламентах, следует освободить от сбора подписей в соответствующих регионах.
«В перспективе следует отказаться от сбора подписей для регистрации партий в выборах, наше законодательство и так достаточно требовательно к партийному строительству», — сказал Медведев.
Этим список предложений не исчерпывался. «Было бы полезным, чтобы органы законодательной власти всех уровней как минимум одно заседание в году посвящали заслушиванию и обсуждению сообщений и предложений партий, не представленных в законодательных органах», — сказал глава государства.
Во всех субъектах России Медведев предложил принять законы о равенстве партий в эфирах региональных телекомпаний и написать в уставах норму о ежегодных отчетах губернаторов в законодательных собраниях. Госдуме, Совету федерации и Конституционному суду он предложил обеспечить «прямые трансляции заседаний» (впрочем, заседания верхней и нижней палат и так можно смотреть на их сайтах), а правительству и Центриизбиркому — подготовить программу ускоренного технического переоснащения избирательной системы.
Разговаривая о борьбе с коррупцией, Медведев выдал один из немногих афоризмов за все выступление. «Одними посадками проблему не решить, но сажать надо», — заявил под аплодисменты Медведев.
Касаясь военной реформы, Медведев выдал министру обороны Анатолию Сердюкову военный заказ. «В следующем году необходимо поставить в войска более 30 баллистических ракет наземного и морского базирования, пять ракетных комплексов «Искандер», около 300 единиц современной бронетехники, 30 вертолетов, 28 боевых самолетов, три атомные подводные лодки и один боевой корабль класса «Корвет», — перечислил президент.
Самой большой внутриполитической проблемой Медведев назвал ситуацию на Северном Кавказе. В связи с этим он предложил «разработать и ввести отдельные четкие критерии эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти по проблемам Северного Кавказа.
Поручаю правительству в срок до 1 января 2010 года утвердить систему этих критериев, и должен быть человек, лично ответственный за положение дел в этом регионе», — сообщил Медведев.
Президент не уточнил, какой формальной должностью будет обладать такой человек и кто им будет, но, добавил он, предполагаемый ответственный за Кавказ «должен обладать достаточными полномочиями для эффективной координации работ на данном направлении».
Медведев читал послание 1 час 40 минут – это больше, чем предыдущие послания как Путина, так и первое послание Медведева. Закончил он его словами: «Россия, вперед!».