В новом правительстве Ирана, которое возглавит переизбранный президент Махмуд Ахмадинеджад, три портфеля могут достаться женщинам. Об этом светский глава государства объявил в воскресенье, за три дня до того, как он доложен представить меджлису кандидатуры на замещение министерских постов.
«С десятыми президентскими выборами мы вступили в новую эру. Условия полностью поменялись, и правительство ждут значительные преобразования», — заявил Ахмадинедждад. Он представил общественности двух претенденток на посты в правительстве: члена меджлиса Фатеме Аджорлу, которая возглавит министерство благосостояния и социальной защиты, и профессора медицины Марзие Вахид Дастджери, которая займется здравоохранением.
«Как минимум, добавится еще одна (женщина-министр)», — пообещал Ахмадинеджад. Обе женщины — верные последовательницы идей имама Хомейни, далекие от феминистских взглядов. Несколько лет назад Дастджери призывала к разделению всех учреждений здравоохранения по половому признаку. Сейчас в иранском руководстве всего одна женщина – глава Организации по охране окружающей среды Фатеме Джавади, которая занимает также пост вице-президента. Но и она никогда не занимала более ответственного министерского поста.
Единственной женщиной, получавшей министерский пост в Иране, до сих пор была доктор физики Фаррохру Парса. В 1968–1971 годах, еще при шахе, она возглавляла министерство образования, но вскоре после Исламской революции была казнена по обвинению «в распространении греха по земле и богохульстве».
Как отмечает Reuters, президенту придется повоевать как с консерваторами, которые имеют большинство в парламенте, так и вставшими в жесткую оппозицию реформистами, разочарованными не столько своим проигрышем на июньских выборах, сколько последовавшим за ним кровавым подавлением народных выступлений.
Клерикальное крыло уже выступало против самостоятельных кадровых решений президента и сигнализирует, что недовольно и грядущими назначениями.
Замглавы комитета меджлиса по иностранным делам Хосейн Собханиния в интервью агентству Mehr указал, что президент, готовя перестановки в правительстве, не удосужился проконсультироваться с комитетом насчет грядущих назначений. Другой консерватор, член ЦК Общества исламской коалиции Хамид-Реза Тараки объявил, что Ахмадинеджаду настолько удастся «справиться с политическими, экономическими, культурными и социальными проблемами», насколько он сможет «использовать потенциал принципалистов (консерваторов) в своем кабинете».
Теперь Ахмадинеджаду стоит рассчитывать на себя, представляя эти кандидатуры, намекнул депутат. «Все полностью зависит от того, как президент будет защищать этих людей (при обсуждении в меджлисе), их послужной список, их планы и их подготовку к работе, на которую он их определяет», — заметил Собханиния. Он назвал несколько новых имен в правительстве.
Министром иностранных дел может стать нынешний глава Высшего совета национальной безопасности Саид Джалили, главный международный переговорщик по иранской ядерной программе. Главы минобороны Мостафа Мохаммад Наджар и МВД Садег Махсули обменяются портфелями.
Избавится от приставки «исполняющий обязанности» Али Акбар Мехрабиан, возглавляющий министерство промышленности и рудников. Это назначение также может вызвать нарекания в парламенте.
В конце июля тегеранский суд признал главу минпрома виновным в мошенничестве. Он был признан в плагиате разработки «укрепленной комнаты на случай землетрясения» у своего соотечественника, исследователя Фазранея Салими. Мехрабиану, правда, наказание назначено так и не было.
Сохранят за собой посты министр экономики Шамседдин Хосейни и министр по делам кооперативов Мохаммад Аббаси.
Имя кандидата на пост главы разведки, министра общественной информации, долгое время оставалась неизвестным. Собханиния заверял, что им с равной вероятностью может стать Гейдар Мослехи, занимающийся в правительстве Ахмадинеджада религиозной благотворительностью, или руководитель корпуса народного ополчения «Басиджи» Хосейн Тайеб – его люди очень помогли президенту во время длившихся более месяца послевыборных волнений. В конце концов президент сам назвал имя своего выдвиженца, им стал Мослехи.
Его предшественник Голям-Хосейн Мохсени Эжжеи, влиятельный консерватор, близкий к духовному лидеру Ирана аятолле Али Хаменеи, был отправлен в отставку, не успев даже сложить с себя полномочия, как того требует закон, перед переизбранным президентом. Эжжеи и его коллега, министр культуры и исламской ориентации Мохаммад Хосейн Саффар-Харанди, выступили против решения Ахмадинеджада повысить до поста первого вице-президента своего простого заместителя — главу Организации по туризму и охране культурных памятников Эсфандияра Рахима Машаи.