Посол Азербайджана в России Полад Бюль-Бюль Оглы в среду вечером заявил, что если решение конфликта вокруг Нагорного Карабаха не будет найдено путем переговоров, на повестку дня может быть поставлен вопрос о силовых мерах по отношению к Армении.
«Могу сказать, что если посреднические усилия Российской Федерации, а также других сопредседателей Минской группы ОБСЕ (Россия, США, Франция. – «Газета.Ru») не дадут исчерпывающего эффекта и переговоры вновь зайдут в тупик, то останется только один вариант.
И названия такому варианту придумывать не придется. Оно уже вошло в международный политический лексикон – «принуждение к миру», — заявил дипломат в интервью азербайджанской газете «Зеркало».
Именно термин «принуждение к миру» использовался Россией для характеристики военных действий в Южной Осетии в августе 2008 года.
3 августа о возможности военного разрешения конфликта заявил азербайджанский министр обороны Сафар Абиев на встрече с российским коллегой Анатолием Сердюковым. Бюль-Бюль Оглы отметил важность подписанной в ноябре 2008 года в России декларации по Нагорному Карабаху, но тут же добавил, что «последние пятнадцать лет относительного мира породили у армянской стороны иллюзию о том, что так будет продолжаться вечно».
В соответствии с подписанной в Подмосковье президентами Азербайджана и Армении Ильхамом Алиевым и Сержем Саркисяном декларацией, стороны договорились разрешить конфликт мирным путем при содействии Минской группы ОБСЕ.
17 июля на встрече в Москве Алиев и Саркисян обсудили «мадридские принципы» урегулирования конфликта. Дополненный вариант «мадридских принципов» включает возвращение территорий вокруг Нагорного Карабаха под контроль Азербайджана, наделение НК промежуточным статусом, обеспечение гарантий безопасности и самоуправления, открытие коридора между Арменией и Нагорным Карабахом, определение в будущем окончательного правового статуса региона на основе юридически обязательного волеизъявления, обеспечение права всех внутренне перемещенных лиц и беженцев на возвращение в места их прежнего проживания, а также международные гарантии безопасности, в том числе и операции по поддержанию мира.
«Азербайджан не может бесконечно ждать и вести переговоры ради переговоров. Если последние инициативы не дадут реальных результатов и мирное соглашение не будет заключено, то «принуждение к миру» является правом Азербайджана, и этим надо воспользоваться», — уверен Бюль-Бюль Оглы.
Член научного совета Московского центра Карнеги Алексей Малашенко считает, что это «дипломатический ход». «Трудно себе представить Ильхама Алиева, принуждающего Армению к миру», — сказал эксперт «Газете.Ru». По мнению Малашенко, «Россия в последнее время гордилась своими успехами в урегулировании карабахской проблемы. Теперь ясно, что Азербайджан не особенно доволен невнятной российской политикой», добавил политолог.
Реакции из Еревана пока не было. Посол Армении в России Армен Смбатян заявил агентству «Новости Армения», что «готовится соответствующее заявление, с которым можно будет ознакомиться лишь завтра». Зато генсек ОДКБ Николай Бордюжа заявил, что «альтернативы мирному урегулированию нагорно-карабахской проблемы нет».
В свою очередь, президент Нагорного Карабаха Бако Саакян готовится к «отпору» азербайджанскому «принуждению к миру». «Это используется как метод психологического давления на Нагорно-Карабахскую Республику, что ни в коей мере не может повлиять на нас, — приводит слова Саакяна агентство Panorama.am. — Мы всегда, одновременно оставаясь приверженцами мирного решения конфликта, всегда заявляем, что в случае если Азербайджан решит таким образом урегулировать вопрос, то получит соответствующий отпор».