Показательный судебный процесс по делу об организации массовых беспорядков после президентских выборов в Иране 12 июня начался в субботу в Тегеране. Освещать эти судебные заседания позволено только государственным информагентствам и телеканалам.
На скамье подсудимых более ста человек. Среди них бывший вице-президент в правительстве Мохаммада Хатами Али Абтахи, бывшие члены кабинета министров Бехзад Набави, Мохсен Аминзаде и Мохсен Сафаи-Фарахани, бывший пресс-секретарь правительства Абдолла Рамазанзаде, а также лидер крупнейшей реформистской партии «Фронт участия исламского Ирана» Мохсен Мирдамади.
Всем им предъявлены тяжкие обвинения: «участие в массовых беспорядках, действия, наносящие вред национальной безопасности, нарушение общественного порядка, порча общественного и государственного имущества, участие в контрреволюционных организациях и заговор против государственного строя». Кроме того, им инкриминируют сговор с правительствами иностранных держав и зарубежными СМИ с целью опорочить иранские власти и выставить состоявшиеся выборы сфальсифицированными. Минимальный срок, который грозит подсудимым, — 10 лет. Но в отношении них может быть вынесен и смертный приговор, если они будут признаны богохульниками.
По словам гособвинителя, многие арестованные признали свою вину и пошли на сотрудничество со следствием.
Вице-президент в кабинете реформатора Али Абтахи признал, что никаких нарушений в ходе голосования не было, а «зеленая революция» была устроена для того, чтобы привести к власти другого экс-президента — Али Акбара Хашеми Рафсанджани.
«Я заявляю всем своим друзьям и тем друзьям, кто слышит нас, что весь вопрос о фальсификациях в Иране был ложью, которая служила для того, чтобы организовать массовые беспорядки и сделать из Ирана страну наподобие Ирака и Афганистана», — в эфире национального телевидения зачитал оппозиционер свои признания.
Другой подсудимый, которого уже арестовывали в 2007 году за оппозиционную деятельность, профессор Киан Таджбакш объявил, согласно агентству IRNA, что «основными подстрекателями беспорядков были правительственные, околправительственные и разведывательные службы США».
Оппозиционеры уверяют, что все признания были выбиты у их соратника под воздействием сильнодействующих препаратов. Адвокат Мохаммад Реза Табеш, со слов супруги Абтахи, заявил, что бывший вице-президент за 43 дня в тюрьме потерял более 18 кг, а каждый вечер его насильно кормили таблетками, предназначение которых ему неизвестно.
Проигравший кандидат в президенты Мир-Хосейн Мусави объявил, что «так называемые признания можно отнести на счет средневековых пыток». Обвиняемые, по его словам, «сломленные люди, которые признались бы в чем угодно, если бы им сказали». По мнению экс-президента Хатами, «показательные процессы» лишь «еще больше повредят системе и нанесут ущерб доверию общества» к власти.
Основываясь на показаниях арестованных, консервативная пресса теперь призывает к аресту основных лидеров оппозиции, Мусави и Хатами. «Доказательства их предательства теперь раскрыты», — написал в воскресенье основной рупор консерваторов газета Keyhan. Власти пока грозят арестами лишь за критику судебных процессов.
«Люди, которые высказывают свою точку зрения интернет-изданиям и газетам, не располагая никакой информацией касательно юридического процесса, хотят лишь разбередить общественное мнение, высказывая сомнения в (законности) судов. Подобные акты с их стороны являются оскорблением, за которым следует наказание», — говорится в официальном заявлении Верховного революционного суда.
Реформисты публично обещают продолжать борьбу. «Скоро мы увидим трибунал над теми, кто совершил эти преступления: пытки и допросы с пристрастием», — пообещал Мусави в статье на своем сайте Ghalamnews.ir.
В понедельник верховный духовный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи признал Махмуда Ахмадинеджада избранным президентом на основании окончательных данных подсчета голосов. Согласно этим цифрам, действующий президент получил 63% голосов. Его ближайший соперник - Мусави - только 34%. Официальная церемония состоялась в резиденции светского главы государства. Через несколько дней должна состояться инаугурация Ахмадинеджада. В эти дни оппозиция обещает провести массовые акции протеста.
В то же время считающийся неформальным вдохновителем протестов экс-президент Рафсанджани уже покинул Тегеран, а возможно — как утверждают окологосударственные агентства — и страну, опасаясь ареста.
Зато к реформистам может присоединиться и кто-то из консерваторов. На преследовании тех, кто допустил насилие и жестокость в отношении манифестантов, настаивает бывший глава Корпуса стражей Исламской революции и самый консервативный кандидат на прошедших президентских выборах Мохсен Резаи. Первоначально он снял все свои претензии к организации выборов, но после гибели сына одного из своих советников в центре предварительного заключения Резаи вновь обрушился с нападками на власти.