Лидер правительства Ичкерии в изгнании Ахмед Закаев провел в Осло совместную пресс-конференцию со спикером чеченского парламента Дуквахой Абдурахмановым, который получил от президента ЧР Рамзана Кадырова мандат на ведение переговоров с сепаратистами. Посредником на переговорах выступила британская организация «Форум за мир в Чечне» (ФМЧ), которую возглавляет норвежский правозащитник Ивар Амундсен.
«Мы завершили в Осло двухдневные беседы с Ахмедом Закаевым и договорились о том, что через 10–12 дней встретимся в Лондоне и продолжим обсуждение вопросов. Это будет встреча в другом формате, более расширенная», — говорится в заявлении Абдурахманова, распространенном чеченскими властями.
О том, что Абдурахманов и Закаев встречаются в Осло, стало известно в начале июля. Тогда, однако, руководство Чеченской республики опровергло информацию о том, что переговоры уже состоялись. Двухдневные переговоры состоялись на этой неделе, уточнили «Газете.Ru» в ФМЧ. «Задачей моих недавних встреч в Осло с Ахмедом Закаевым было достижение политической стабильности с конечной целью консолидации чеченского народа», — отметил Абдурахманов, которого цитирует в своем заявлении ФМЧ.
Эмиссар чеченских сепаратистов с ним согласен. «Мирное решение политических вопросов – это единственная реальная гарантия стабильности, и каждый чеченец, которого беспокоит судьба чеченского народа, вне зависимости от его или ее политической платформы должен участвовать в этом бурном политическом процессе», — заметил он.
Однако Закаев так и не прояснил ключевой вопрос — вернется ли он сам в Чечню и в каком качестве, избежав любых слов о конкретных договоренностях.
О немедленном возвращении самопровозглашенного премьера Ичкерии в Чечню речь не идет. «Я никогда не думал, что не вернусь в Чеченскую республику. Сегодня мы не обсуждали вопроса именно о моем возвращении», — отметил Закаев.
Но эта перспектива для Закаева остается. «Президент Чеченской республики (…) открыто заявляет, что двери в Чечню для тех, кто по тем или иным причинам вынужден был уехать из России, открыты и эти люди могут вернуться и жить в Чечне», — отметил Абдурахманов. Об этом Кадыров говорил несколько раз. Последний раз он повторял предложение Закаеву вернуться 30 мая. Кадыров заметил, что у самопровозглашенного премьера Ичкерии «еще время есть подумать».
По словам Абдурахманова, «Рамзан Кадыров сумел воплотить в жизнь вековую мечту чеченцев. Первое — свобода вероисповедания. Второе — автономное использование своей территории. И, наконец, третье — полное единение вайнахов, живущих в Чеченской республике, вне зависимости от религиозной или партийной принадлежности».
Амундсен, в свою очередь, выразил радость, что подобные переговоры «были одобрены на самом высоком уровне российского руководства». «Я счастлив, что у чеченского народа, который пережил столько страшных трагедий за последние 15 лет, появилась реальная возможность решить свои проблемы мирным путем», — заявил глава ФМЧ.
Залогом мирного восстановления Чечни является возвращение в республику всех беженцев, оставшихся как в России, так и покинувших ее пределы по политическим или гуманитарным мотивам. «Все преграды против этого остались позади», — заверил «Газету.Ru» пресс-секретарь Кадырова Альви Каримов.
Закаев был объявлен в 2001 году российской Генпрокуратурой в розыск по 13 обвинениям, в том числе в подстрекательстве к свержению конституционного строя, организации незаконных вооруженных формирований и посягательстве на жизнь сотрудников правоохранительных органов. Россия каждый год продлевает срок направленного в Интерпол ордера на его арест и экстрадицию. Задержание получившему в 2003 году в Великобритании политическое убежище Закаеву не грозит, во всяком случае, в тех странах, которые подписали конвенцию о статусе беженцев.
Ранее правоохранительные органы объявляли, что оснований для пересмотра выдвинутых против Закаева обвинений нет. Теперь же чеченские власти ждут от Москвы «какой-то широкий жест» в отношении эмигрантов.
«Мы вправе ожидать чего-то подобного. Ведь президент Кадыров четко осознает, что решения по этим вопросам принимаются руководством Российской Федерации. Мы хотим возвращения в республику людей, не причастных к тяжким преступлениям, и многие известные люди уже вернулись, найдя необходимый механизм», — сказал «Газете.Ru» пресс-секретарь Кадырова.
За последнее время в Чечню вернулись генеральный представитель президента Ичкерии Умар Ханбиев, эмиссар сепаратистов в Великобритании Умар Сугаипов, вице-президент Всемирного конгресса чеченского народа, представлявший интересы правительства в изгнании, Рамзан Ампукаев, а также один из ближайших соратников Закаева «госминистр» Яраги Абдуллаев. По некоторым данным, в январе этого года вернулся в Чечню и родной брат Ахмеда Закаева Бувади.
Каких новых «возвращенцев» помимо Закаева имеют в виду в Грозном, Каримов объяснять не стал. На ближайшую субботу в Лондоне под руководством Жалоуди Сараляпова, называющего себя спикером парламента Ичкерии, намечено заседание оказавшихся за границей сепаратистских парламента и правительства, где будет обсуждаться этот вопрос.