Всего за несколько дней до визита в Москву американского президента Барака Обамы судьба нового Договора об ограничении стратегических наступательных вооружениях повисла в воздухе. Нынешний договор СНВ-1, подписанный в 1991 году, истекает 5 декабря этого года, и, как предполагалось, на его смену должен прийти новый основополагающий документ.
В Кремле официально рассчитывают, что президенты России и США Дмитрий Медведев и Барак Обама по итогам предстоящих переговоров подпишут рамочное соглашение по СНВ. «Будет подписан документ — своего рода меморандум, носящий название «Совместное понимание по СНВ», — рассказал в пятницу журналистам помощник президента Сергей Приходько.
По его словам, этот документ имеет политическое, а не юридическое значение.
Помощник Медведева уточнил, что в документе «будут цифры» о грядущем сокращении вооружений.
В любом случае это будет ниже, чем уровень, установленный Договором о статегических наступательных потенциалах (СНП), сказал Приходько. По этому договору 2002 года нижний порог был установлен в 1,7–2,2 тыс. ядерных боезарядов. Таких количеств стороны официально должны достичь к 31 декабря 2012 года. Российские власти ранее говорили, что готовы пойти дальше, однако глава Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) генерал-полковник Николай Соловцов заявил, что «при заключении нового договора СНВ Россия не должна опускаться ниже 1500 ядерных боезарядов».
Приходько на брифинге особо отметил, что в «совместном понимании» не будет никаких конкретных дат, когда будет подписано соглашение. Ранее ожидалось, что договор будет подписан не позже 5 декабря.
«Мы бы хотели, чтобы до конца года или в начале следующего года было подписано новое соглашение. Но здесь не может быть замены сроков на качество», — заявил Приходько.
Член научного совета Московского центра Карнеги Алексей Малашенко не удивлен, что работа над договором затягивается. «Это очень кропотливая работа, которая еще потребует огромного числа двусторонних встреч», — считает он.
«Позиции Москвы и Вашингтона не то чтобы прямо противоположные, но очень далекие друг от друга, — считает заведующий аналитическим отделом Института политического и военного анализа Александр Храмчихин. – Американцы, как более сильная сторона, просто не хотят учитывать возражений России. Их главная задача проста – сократить уровень развернутых боевых частей, мы же говорим и о сокращении носителей ядерных боезарядов, и о сокращении неразвернутых боевых частей».
Ричард Вайтц из Хадсоновского института в Вашингтоне в своей статье отмечает, что с апреля, когда начались переговоры, американская администрация сделала «ряд крупных уступок». Они не стали настаивать на том, чтобы соглашение было распространено на ракетные средства доставки малой дальности, в которых Россия сохраняет уверенное преимущество. Заодно США согласились на предметный диалог о сокращении стратегических носителей. Однако говорить всерьез о своем «возвратном потенциале», инспекциях снятых с боевой готовности и перебазированных на склады ядерных зарядов американцы отказались.
Не снят с повестки дня и такой болезненный для Москвы вопрос, как размещение в Восточной Европе элементов национальной системы противоракетной обороны (ПРО США).
По словам Приходько, в Москве представляется, что у американцев есть понимание: СНВ должно быть увязано с оборонительными силами, то есть с размещением третьего позиционного района ПРО в Европе.
Также в документе будет обязательно указана недопустимость размещения СНВ за пределами национальных территорий.
Понимание, однако, не является синонимом согласия. Медведев поднимал вопрос о ПРО полторы недели в Амстердаме.
Реакция госдепа была однозначной: вопросы противоракетной обороны и сокращения стратегических наступательных вооружений должны рассматриваться независимо друг от друга.
В российско-американских отношениях к тому же по-прежнему стоит вопрос о дальнейшем расширении НАТО — во всяком случае, это предложение сформулировано в российском проекте новой архитектуры евроатлантической безопасности. «Я не исключаю, что на переговорах будет притянуто и НАТО», — заметил «Газете.Ru» Храмчихин.
Предложенная Вашингтоном «перезагрузка» российско-американских отношений могла бы дать обеим сторонам возможность по-новому взглянуть на весь комплекс проблем, считают эксперты. «Обе стороны получили возможность проявить себя с лучшей стороны, но, конечно, инициатива в этом исходит от американцев, поэтому именно России предлагается не педалировать нюансы расхождений», — замечает эксперт. «Американская позиция – позиция силы в этом вопросе», — соглашается Храмчихин.
В конечном итоге, считает Малашенко, скорость разработки нового СНВ будет зависеть от того, насколько «для России тяжкий труд – работать в предложенном американцами контексте».